Фондові лекції викладачів факультету іноземної філології - Частина ІV - 2016

РОЗДІЛ 1. Лекції з дисциплін мовознавчого циклу і методики їх навчання

Т.П. Білоусова, кандидат філологічних наук, доцент, професор кафедри

ПРАГМАЛИНГВИСТИКА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ

Дисципліна: Прагмалінгвістика

Вид лекції: вступна Дидактичні цілі:

Навчальні: закріпити знання про мову як багатогранне явище, що динамічно розвивається; розкрити специфіку прагмалінгвістики як сучасного напряму в антропоцентричній парадигмі мовознавства, визначити її об'єкт, предмет і завдання.

Розвиваючі: розвивати вміння формулювати свій комунікативний намір відповідно до ситуації спілкування і подій, що відбуваються, загальної стратегії мовленнєвої поведінки, тактики взаємодії з адресатом.

Виховні: виховувати естетичний смак, риси ефективного комуні- канта, творчої особистості.

Міжпредметні та міждисциплінарні зв'язки: вступ до мовознавства, загальне мовознавство, соціолінгвістика, філософія.

Основні поняття: прагмалингвистика, научная парадигма, сравнительно-историческая парадигма, системно-структурная парадигма, антропоцентрическая парадигма, синхрония, экспансионизм, функционализм, семантикоцентризм, текстоцентризм, экспланаторность.

Навчально-методичне забезпечення: мультимедійна презентація.

План

1. Понятие о научной парадигме. Научные парадигмы языкознания.

2. Современные принципы освоения лингвистического пространства.

3. Новые научные направления, связанные с антропоцентрической парадигмой.

4. Прагмалингвистика как интегральное лингвистическое направление.

Рекомендована література

1. Алпатов В.М. Об антропоцентрическом и семантикоцентрическом подходе к языку / В.М. Алпатов // Вопросы языкознания. - 1993. - № 3. - С. 15-26.

2. Апресян Ю.Д. Избранные труды / Ю.Д. Апресян. - Т. II. Интегральное описание языка и системная лексикография. - М. : Языки русской культуры, 1995. - С. 135-154.

3. Апресян Ю.Д. Отечественная теоретическая семантика в конце ХХ столетия / Ю.Д. Апресян // Известия АН. Серия литературы и языка. - 1999. - № 4. - С. 39-53.

4. Бенвенист Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист. - М. : УРСС, 2002. - 448 с.

5. Богданов В.В. Семантикоцентризм и формоцентризм в мировой лингвистике XX века / В.В. Богданов // Предложение и текст в содержательном аспекте. - СПб. : Фил. ф-т СПбГУ, 2007. - С. 219-231.

6. Вахтель Н.М. Прагмалингвистика в таблицах и схемах : учеб. по- соб. / Н.М. Вахтель. - Воронеж : Изд-во ВГУ, 2006. - 31 с.

7. Воркачёв С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт. Становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С.Г. Воркачёв // Филологические науки. - 2001. - № 1. - С. 6472.

8. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию / В. Гумбольдт. - М. : Прогресс, 1984. - 2000 с.

9. Кенжебалина Г.Н. Лингвопрагматика : учеб. пособ. для студ. и магистрантов филол. спец. / Г.Н. Кенжебалина. - Павлодар : Кереку, 2012. - 121 с.

10. Кравченко А.В. Когнитивные структуры пространства и времени в естественном языке / А.В. Кравченко // Известия РАН. - Сер. лит. и яз. - 1996. - № 3. - С. 3-24.

11. Кравченко А.В. Вопросы когнитивной лингвистики / А.В. Кравченко // Языковая картина мира: лингвистический и культурологический аспекты. - Бийск : БГУ, 1998. - Т 1. - С. 260-263.

12. Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика - психология - когнитивная наука / Е.С. Кубряко- ва // Вопросы языкознания. - 1994. - № 4. - С. 3-15.

13. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигмального анализа) / Е.С. Кубряко- ва // Язык и наука конца XX века / под ред. Ю.С. Степанова. - М. : Российский гос. ун-т, 1995. - С. 149-238.

14. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун ; пер. с англ. И.Э. Налётова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.opentextnn.ru/man/?id=621.

15. Маслова А.Ю. Введение в прагмалингвистику : учеб пособ. / А.Ю. Маслова. - М. : Флинта : Наука, 2007. - 152 с.

16. Норман Б.Ю. Лингвистическая прагматика (на материале русского и других славянских языков) : курс лекций / Б.Ю. Норман. - Минск : БГУ, 2009. - 183 с.

17. Основы прагмалингвистики : учебно-метод. пособ. / сост. Н.М. Вахтель ; ред. О.А. Исаева. - Воронеж : ВГУ, 2008. - 127 с.

18. Пименова М.В. Концептуальные исследования. Введение : учеб. пособ. / М.В. Пименова, О.Н. Кондратьева. - 2-е изд. - М. : Флинта : Наука, 2016. - 176 с.

19. Попова Е.А. Человек как основополагающая величина современного языкознания / Е.А. Попова // Филологические науки. - 2002. - № 3. - С. 69-77.

20. Серио П.В поисках четвёртой парадигмы / П.В. Серио // Философия языка: в границах и вне границ. - Харьков : Око, 1993. - С. 83-100.

21. Снитко Е.С. Русский язык как деятельность: современные направления научного описания : лекционный курс / Е.С. Снитко, Н.В. Василенко. - К. : Изд-во КНУ, 2009. - 86 с.

22. Степанов Ю.С. Эмиль Бенвенист и лингвистика на пути преобразования / вступ. ст. // Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М. : УРСС, 2002. - С. 5-16.

23. Телия В.Н. Метафоризация и её роль в создании русской языковой картины мира / В.Н. Телия // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / отв. ред. Б.А. Серебренников. - М. : Наука, 1988. - С. 173-204.

24. Фрумкина Р.М. Самосознание лингвистики - вчера и завтра / Р.М. Фрумкина // Известия РАН. - Сер. лит. и яз. - 1999. - Т. 58. - № 4. - С. 21-28.

25. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: Когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000) / А.П. Чудинов. - Екатеринбург: УрГПУ, 2001. - 238 с.

Текст лекції

1. Понятие о научной парадигме.

Научные парадигмы языкознания

Объект и предмет языкознания как науки представляют серьёзную философскую и методологическую проблему. Её сложность вызвана самой сущностью языка - многогранного и динамично развивающегося явления.

За долгую историю языкознания лингвисты выработали солидный теоретико-экспериментальный аппарат, позволяющий глубоко и разносторонне описать значение и внутреннее строение языка.

На современном этапе развитие лингвистики принято описывать с позиций доминирующего подхода в исследованиях. Этим обусловлено выделение трёх научных лингвистических парадигм в истории языкознания.

Термин «парадигма» применительно к научным исследованиям впервые был использован американским учёным Томасом Куном в книге «Структура научных революций» (1962 г.). Изначально термин получил распространение в точных и естественных науках, в настоящее время его употребление носит универсальный, общенаучный характер.

Парадигмой (от греческого paradeigma - пример, образец), называют систему идей, взглядов и понятий, различных моделей решения множества проблем, а также методов исследования, принятых в научном сообществе в определённый исторический период и являющихся в этот период основной методологической базой для всего мирового научного сообщества.

Парадигма направляет исследователя, вооружая его комплексом исследовательских установок, возникших в результате научной революции и обусловленных накоплением и включением в систему знаний новых эмпирических данных.

В процессе эволюционного развития в языкознании оформилось три научные парадигмы: сравнительно-историческая, системноструктурная, антропоцентрическая.

Возникновение сравнительно-исторической парадигмы связано с появлением сравнительно-исторического метода в языкознании. Основоположниками этого метода являются немецкие ученые Франц Бопп (1791-1867) и Якоб Гримм (1785-1863), датский языковед Расмус Раск (1787-1832) и русский филолог, академик Петербургской АН А.Х. Востоков (1781-1864). Исследования компаративистов охватывали различные аспекты:

1) изучение родства языков, которое понимается историко-генетически (как факт происхождения от общего праязыка);

2) установление степени родства между языками (построение генеалогической классификации языков);

3) реконструкция праязыков, исследование диахронических процессов в истории языков, их групп и семей;

4) этимология слов;

5) создание сравнительно-исторических грамматик и словарей.

Сравнительно-исторические исследования были господствующим направлением в лингвистике практически на протяжении всего XIX века.

Представители системно-структурной парадигмы избрали новый объект исследований: язык как целостную систему, совокупность взаимосвязанных элементов. Лозунгом структуралистов стал тезис Ф. де Соссюра о том, что объектом лингвистики должен быть язык «в себе и для себя». В центр научных изысканий было помещено слово (предмет, вещь, имя), потому язык был жёстко дистанцирован от смежных социальных явлений: культуры, философии, общества, психологии и т. д. Основным подходом к изучению языковых явлений был признан синхронический (исследование системы языка в определённый момент), поскольку именно в синхронии, по мнению структуралистов, можно познать внутреннюю сущность языка.

Основы системно-структурной парадигмы в языкознании были заложены И.А. Бодуэном де Куртене и Ф. де Соссюром. Их идеи развили Пражская школа функциональной лингвистики, Датская лингвистическая школа (глоссематика), Американский структурализм (дескриптивная лингвистика).

Структуралисты отстаивали следующие теоретические положения:

1) язык - это знаковая (семиотическая) система, соотносящаяся с другими знаковыми системами;

2) язык и речь - различные сущности;

3) в языковой системе все единицы связаны парадигматическими и синтагматическими отношениями;

4) синхронный анализ языка информативнее диахронного (исторического);

5) самое важное в изучении языка - точное описание его структурных единиц.

Представителям данной парадигмы удалось достичь блестящих успехов в изучении строения единиц языка и их организации в систему; были выявлены свойства, признаки, закономерности строения языковой системы. Отмечая вклад структуралистов в развитие языкознания, В.А. Маслова пишет: «Даже в третьем тысячелетии ... эта парадигма продолжает существовать в лингвистике, а число её последователей довольно велико. В русле этой парадигмы по- прежнему строятся учебники и академические грамматики, пишутся различного рода справочные издания. Фундаментальные исследования, выполненные в рамках этой парадигмы, являются ценнейшим источником сведений не только для современных исследователей, но и для будущих поколений лингвистов, работающих уже в иных парадигмах». И это, считает В.А. Маслова, закономерно, поскольку «в лингвистике (и вообще в гуманитарных науках) парадигмы не сменяют друг друга, но накладываются и сосуществуют в одно и то же время, игнорируя друг друга».

К концу XX столетия стала очевидной необходимость смены научной парадигмы и отход от чрезмерного увлечения формальной стороной языка. На первый план выдвинулась проблема учёта «человеческого фактора» в языке, смещения акцента языковых исследований с объекта на субъект. Пристальное внимание учёных привлекают «человек в языке и язык в человеке».

Появление антропоцентрической парадигмы в языкознании связывают с трудами выдающихся учёных прошлого века: Э. Бенвениста, Ю.С. Степанова, Р. Павилёниса, В.А. Звегинцева, Б.А. Серебренникова, Е.С. Кубряковой и др. Возникновение этой парадигмы было предсказуемо, ибо сам язык по сути своей антропоцентричен. Как справедливо заметил А.В. Кравченко, «язык, будучи человеческим установлением, не может быть понят и объяснён вне связи с его создателем и пользователем».

Истоки антропоцентрической парадигмы восходят к идеям Вильгельма фон Гумбольдта и Эмиля Бенвениста. Именно Вильгельм фон Гумбольдт впервые отметил, что «человек становится человеком только через язык, в котором действуют творческие первосилы человека, его глубинные возможности. Язык есть единая духовная энергия народа». А Эмиль Бенвенист одну из частей «Общей лингвистики» так и назвал: «Человек в языке» (1974). В своём труде он развивает мысль о том, что в мире существует только человек с языком, человек, говорящий с другим человеком, - и язык, таким образом, принадлежит самому определению человека.

Ю.С. Степанов, анализируя концепцию Э. Бенвениста, заметил: «Язык создан по мерке человека, и этот масштаб запечатлён в самой организации языка; в соответствии с ним язык и должен изучаться. Поэтому в своём главном стволе лингвистика всегда будет наукой о языке в человеке и о человеке в языке».

Таким образом, человек, языковая личность становится центром лингвистических исследований, а язык признаётся важнейшей характеристикой человека. Новый подход учитывает роль человеческого фактора в языке, вместо опоры на форму появляется опора на содержание, не на механизм, лежащий в основе языка, а на его применение.

Антропоцентризм осознаётся главным принципом современной лингвистики на рубеже XX-XXI вв. Сущность антропоцентризма хорошо сформулировала Е.С. Кубрякова: «...научные объекты изучаются, прежде всего, по их роли для человека, по их назначению в его

жизнедеятельности, по их функциям для развития человеческой личности и её усовершенствования... человек становится точкой отсчёта в анализе тех или иных явлений, он вовлечён в этот анализ, определяя его перспективы и конечные цели».

2. Современные принципы освоения лингвистического пространства

С антропоцентризмом тесно связаны другие лингвистические принципы, определяющие развитие современного языкознания: экспланаторность, экспансионизм, функционализм, текстоцентризм и семантикоцентризм. Данные принципы были сформулированы и обоснованы Е.С. Кубряковой, а затем получили толкование в работах ряда исследователей - С.Г Воркачёва, А.В. Кравченко, Е.А. Поповой, А.П. Чудинова и др.

Экспланаторность заключается в стремлении исследователя не ограничиваться только описанием, а объяснять те или иные языковые явления. Объяснительность присутствовала и в предшествующих лингвистических парадигмах, но только в новой парадигме она выдвинулась на первый план, оттеснив формальное описание.

Р.М. Фрумкина в статье «Самосознание лингвистики - вчера и завтра» привела афористичное описание прогнозируемого будущего лингвистики, высказанное в своё время А.Е. Кибриком: он предсказал переход от «что-лингвистики» (описание структур) к «как-лингвистике» (описание процессов) и далее - к созданию «почему-лингвистики». Тем самым, по мнению Р.М. Фрумкиной, «подчёркивается ценность объяснения (хотя оно видится как задача будущего), а не только описания», что соответствовало положению дел в лингвистике предшествующих периодов. Именно «в установке на объяснение и состоит пафос когнитивной лингвистики». Описание, по её мнению, направлено, прежде всего, «на постижение структуры и семантики языковых объектов», а объяснение - «на выяснение их функционирования».

Экспансионизм - это расширение границ исследования, обращение учёного к методам, фактам, установкам других научных дисциплин с целью глубже проникнуть в суть предмета. Лингвистическая экспансия заключается также в появлении новых объектов исследования, в пересмотре традиционных проблем с новых позиций, создании новых направлений и методик исследования языка.

Таким образом, усиливается стремление расширить область лингвистических исследований, появляются выходы в другие науки (культурологию, биологию, социологию, антропологию, этнологию, психологию, нейронауки), активно используются их сведения. С.Г Воркачёв писал по этому поводу, что в лингвистических исследованиях «фокус исследовательского внимания закономерно смещается с изученного центра на проблемную периферию и закрепляется на стыке областей научного знания: возникают этнопсихология, психолингвистика, когнитивная психология, социолингвистика, когнитивная лингвистика, этнолингвистика, внутри которых процесс междисциплинарного синтеза и симбиоза продолжается...»

Функционализм - это такой теоретический подход, при котором фундаментальные свойства языка не могут быть описаны без обращения к понятию функция. К числу ключевых функций языка относятся коммуникативная (язык как средство передачи информации от одного человека другому) и эпистемическая, или познавательная (язык как средство хранения и переработки информации). Многие современные направления функционализма ставят перед собой более конкретную задачу: объяснение языковой формы её функциями.

Вопрос о доминирующей стороне языка - плане выражения или плане содержания - по-разному решался на разных этапах развития языкознания. На смену формоцентризму, который господствовал в первой половине XX в., во второй его половине приходит семантикоцентризм. В период господства формоцентрического подхода семантика не достигла значительных успехов, и «лишь обращение к антропоцентризму на новой, более высокой основе дало возможность продвинуться в её изучении», - справедливо заметил В.М. Алпатов.

Семантикоцентризм основан на представлении о доминировании содержательной стороны языка, которая раскрывает коммуникативную сущность последнего и непосредственно связана с познавательной деятельностью человека. Семантикоцентрические идеи - идеи о господстве содержательной стороны языка - нашли отражение в работах Э. Сепира, А. Вежбицкой и др.

Ю.Д. Апресян, анализируя особенности развития семантических теорий в конце XX в., указывает то, что расширенным объектом семантики «являются. любые языковые значения, т. е. значения лексем, граммем, дериватем, синтаксических конструкций и т. п.». Повышенное внимание к семантическим процессам характеризует, в частности, когнитивную науку (не случайно её часто называют «глубинной семантикой»).

Текстоцентризм постулирует отношение к тексту как к речевому продукту функционирования языковой системы, который характеризуется двойной системностью: с одной стороны, ориентацией на узус, с другой - на языковую картину мира автора как языковой личности, имеющей свою лексику, семантику и прагматику.

Основной функцией языка является коммуникативная, а компонентом коммуникации - текст, поэтому «все языковые реалии приобретают истинный смысл только в тексте. Без указания на то, как та или иная языковая единица или категория участвует в создании определённого типа текста, представление о языке будет неполным», - считает З.Д. Попова.

Характеризуя текст с точки зрения автора, современные исследователи рассматривают его как продукт речемыслительной деятельности, реализующей определённое коммуникативное намерение. Текст концептуально отражает один из фрагментов авторской языковой картины мира. С точки зрения читателя, текст - это объект познавательной деятельности, имеющий коммуникативно и концептуально значимую информацию, репрезентированную лингвистически.

Введение принципа текстоцентризма объясняется тем, что особенности антропоцентрической лингвистики наиболее ярко проявляются именно в исследованиях текста. Текст, безусловно, невозможно изучать вне человека, который является его создателем и его адресатом. Текст, создаваемый человеком, отражает движение человеческой мысли, отражает образ мира, запечатлевает в себе динамику мысли и способы её представления с помощью языковых средств.

В рамках антропоцентрической парадигмы и в соответствии с её принципами плодотворно развивается несколько научных направлений.

3. Новые научные направления, связанные с антропоцентрической парадигмой

Благодаря повороту лингвистики к человеку, его деятельности, картине мира происходит перемещение центра тяжести исследований от собственно языковой структуры к периферийным зонам: язык и культура, язык и психология, язык и познание и т. д. Это расширяет границы лингвистики и делает их практически необозримыми.

Возникают новые междисциплинарные науки, «сверхдисциплины»: прагмалингвистика (или лингвопрагматика), лингвокультурология, когнитивная лингвистика, психолингвистика, эколингвистика и др. В таблице, составленной Г.Н. Кенжебалиной, дана краткая характеристика некоторых из них (см. таблицу):

Наука

Время

возникновения

Философская база и теоретические предпосылки возникновения

Основоположники

Аспекты исследований

Прагмалингвистика (лингвопрагматика)

60-70-е годы XX века

Идеи позднего Л. Витгенштейна и лингвистов Оксфордской школы о том, что речь - это компонент человеческой деятельности, а язык - инструмент, направленный на выполнение определённой задачи, функции

Дж. Остин, Дж. Серль, Г.П. Грайс, Н.Д. Арутюнова, Е.В. Падучева, Т.В. Булыгина, Д.Н. Шмелёв

Изучение языка в социальном, ситуативном, психологическом, культурном контекстах, т. е. исследование языка как средства коммуникации

Лингвокульурология

90-е годы XX века

Идеи В. фон Гумбольдта, Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни, Л. Вейсбергера, Э. Сепира и др. о неразрывной взаимосвязи языка и культуры

В. И. Телия, В. В. Воробьёв, В.А. Маслова, В. Костомаров,

Е. Верещагин, А. Вежбицкая и др..

Изучение языка как реализации творческого начала человеческого духа, как отражения культурных ценностей этнического сообщества. Изучение языковой картины мира, специфической для каждого языкового коллектива

Когнитивная лингвистика

Конец 80 - начало 90-х годов

XX века

Идеи американских учёных о том, что язык - это один из видов когнитивной (познавательной) деятельности человека, инструмент познания

М. Минский, Ч. Филлмор, У. Чейф, Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, А.А. Кибрик и др.

Исследование проблем соотношения языка и сознания, роли языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта, изучение связи отдельных когнитивных способностей человека с языком и формы их взаимодействия

Психолингвистика

50-60-е годы XX века

Психологические необихевиористкие концепции Ч. Осгуда, Дж. Миллера, Д. Слобина и др.

Л. С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Л.В. Щерба, М.М. Бахтин, Р.М. Фрумкина, Л.Р. Зиндер, А.А. Залевская

Единицы восприятия речи, этапы её порождения и понимания, машинный перевод, лингвистические аспекты судебной психологии и криминалистики, вопросы логопедии, речевое воспитание дошкольников, центрально-мозговые речевые нарушения и др.

Нейролингвистика

50-60-е годы XX века

Возникла из потребностей клинической практики для решения диагностических задач при языковой патологии

А.Р. Лурия, Л.С. Выготский,

П.К. Анохин, В. Пенфилд,

Л. Робертс, Е.Н. Винарская,

Т.В. Ахутина

Исследование мозговых механизмов речевой деятельности и изменения в речевых процессах, возникающие пНери локальных поражениях мозга

Эколингвистика

70-е годы XX века

Идея Э. Хаугена о том, что языки, подобно различным видам животных и растений, находятся в состоянии равновесия, конкурируют друг с другом, и само их существование зависит друг от друга (как внутри государства и других социальных групп, так и в сознании человека, владеющего несколькими языками)

Э. Хауген, X. Хаарманн,

Алвин Филл, Е.В. Иванова,

В. Нечипоренко

Изучение языковой сферы обитания человека и общества, выявление законов, принципов и правил, общих как для экологии, так и для развития языка, исследование роли языка при возможном решении проблем окружающей среды

Гендерная лингвистика

80-90-е годы XX века

Становление и интенсивное развитие гендерной лингвистики связано с развитием постмодернистской философии и сменой научной парадигмы в гуманитарных науках

А.В. Кирилина, Е.И. Горошко,

Е.С. Гриценко, Е.А. Земская,

М. Китайгородская, Н.Н. Розанова, О.Л. Каменская,

Г.Е. Крейдлин

Изучение отражения гендера в языке, описание и объяснение того, как манифестируется в языке наличие людей разного пола, речевое и коммуникативное поведение мужчин и женщин.

4. Прагмалингвистика как интегральное лингвистическое направление

Возникновению термина прагмалингвистика предшествовало появление термина прагматика. Он был введён Ч. Пирсом и позже адаптирован Ч. Моррисом как один из аспектов теории о знаках, семиотики, в которую помимо прагматики входят семантика и синтактика. Семантика исследует знаки в их отношении к обозначаемому, синтактика - формальные отношения между знаками. Объектом изучения прагматики являются отношения между знаками и людьми, которые этими знаками пользуются.

К знаковым системам, исследуемым в прагматике, относят язык жестов, мимики, систему символов в определённой сфере человеческой деятельности и т. д. Если же речь идёт о языковой знаковой системе, мы говорим о прагмалингвистике. Таким образом, прагмалингвистика - это область лингвистики, которая изучает функционирование языковых знаков в речи и занимается вопросами выбора «языковых средств из наличного репертуара для наилучшего воздействия» (Ю.С. Степанов).

Теоретические основания прагмалингвистики были заложены к 60-м годам XX в. трудами лингвистов-философов Оксфордской школы (Б. Рассел, Дж. Остин, Г. Грайс, Дж. Сёрл); книга последнего - «Речевые акты. Очерк философии языка» - появилась в 1969 г. и стала важным этапом развития прагматической теории.

Сегодня прагмалингвистика понимается довольно широко. Такое понимание берет начало в работах Ю.Д. Апресяна, который трактовал её как «закреплённое в языковой единице (лексеме, аффиксе, граммеме, синтаксической конструкции) отношение говорящего: 1) к действительности, 2) к содержанию сообщения, 3) к адресату».

Объект изучения прагмалингвистики - язык как знаковая система в аспекте человеческой деятельности.

Особое внимание уделяется факторам, определяющим выбор вариантов выражения коммуникативного намерения, и условиям, определяющим понимание коммуникативной цели высказывания. Данная проблематика составляет предмет прагмалингвистики.

Основной задачей прагмалингвистики является изучение языка в его прагматической функции (т. е. язык изучается как средство воздействия на поведение и сознание людей в процессе общения).

При наличии многообразия мнений об объекте и предмете исследования языка в рамках прагмалингвистики можно выделить некоторые общие представления.

1. Ключевым понятием для описания языковой коммуникации в прагмалингвистике является понятие деятельности.

2. Язык является средством динамического взаимодействия коммуникантов.

3. Функционирование языка неразрывно связано с ситуативным и социо-психологическим контекстом его употребления.

Человек использует язык как важнейшее средство общения, преследуя разные цели: сообщить новость, побудить адресата к какому- либо определённому действию, спросить о чём-либо, выразить свои чувства, оценить поступки других. Язык оказывается тем инструментом, которым человек регулирует взаимоотношения с людьми, воздействуя на них в той или иной степени. Можно сказать, что, используя язык, человек влияет и на мир в целом, меняет социальную действительность: выносит кому-то приговор, ведёт переговоры, устанавливает и отменяет законы. Таким образом, язык рассматривается в деятельном аспекте, который и лёг в основу прагмалингвистики.

Прагмалингвистика является интегральным научным направлением, синтезирующим достижения различных областей знания (см. схему):

ПРАГМАЛИНГВИСТИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЯЗЫКЕ

Взаимосвязь прагмалингвистики с другими науками о языке заключается в решении общих проблем (см. таблицу):

Проблематика прагмалингвистики как итегрального научного направления

Риторика

Семиотика

Стилистика

Социолингвистика

Проблемы:

- изучение уместности и эффективности речи в соотношении с речевой ситуацией (кто, где, когда выстраивает то или иное речевое высказывание);

- регулирование общественно-речевой практики;

- волевые намерения оратора;

- типология речей

Проблемы:

- исследование вневременных норм и правил речи как материализации в знаковой реальности отдельных текстов;

- выявление характера отношения знака к миру внеязыковой действительности и к коллективу, который его использует

Проблемы:

- выделение функциональных стилей, которые соответствуют текстам определённой сферы общественной деятельности;

- разработка принципов отбора элементов языка и стилеобразующих факторов в соответствии с целями автора, характером адресата и жанра текста

Проблемы:

- исследование соотношения языка и общества, языка и идеологии;

- взаимодействие языковых единиц, их зависимость от социологических факторов:

а) статус участников коммуникации (возраст, пол, принадлежность к той или иной социальной группе),

б) ролевые отношения участников коммуникации (начальник / подчинённый, врач / пациент, отец / сын и т. д.)

Психолингвистика

Коммуникативный синтаксис

Этнолингвистика

Речевое воздействие

Проблемы:

- изучение текста как продукта процесса речеобразования;

- исследование зависимости языковых выражений от сознания и психологического состояния субъекта

Проблемы:

- изучение видов целевого назначения высказывания;

- изучение коммуникативной перспективы высказывания;

- исследование коммуникативных регистров речи

Проблемы:

- изучение соотношения языка и культуры народа;

- выявление национальной специфики использования единиц языка

Проблемы:

- изучение языка / речи в системе факторов управления внешним и внутренним поведением человека.

В обобщённом виде проблематика науки такова:

• речевая деятельности и её эффективное наполнение;

• условия успешности, уместности, приемлемости и эффективности высказываний;

• небуквальное значение высказываний;

• зависимость структуры речевого акта от его коммуникативной направленности (утверждение, вопрос, приказ, просьба и т. д.) и от коммуникативной ситуации;

• лингвистическая организация общения;

• разработка и формулирование принципов, правил и приёмов разных типов общения;

• интерпретация высказываний в различных контекстах;

• функциональная классификация конструкций на базе семантико-прагматического описания речевых актов, их видов и способов выражения.

Большое влияние на развитие прагматически ориентированной лингвистики оказали работы Людвига Витгенштейна, который определил значение как употребление в языке. Из этого следует, что интерпретировать любое высказывание можно только в контексте, учитывая характер конкретной ситуации.

Для демонстрации этого постулата исследователи приводят разные примеры. Вот один из них: высказывание Идёт дождь в разных ситуативных контекстах может иметь разные прагматические значения:

Я никуда не пойду (отказ),

Возьми зонтик (совет),

Плохая погода (констатация факта)

Идет дождь? (запрос информации).

Высказывание способно выражать самую разнообразную прагматическую информацию; обобщённая типология представлена в таблице:

Виды языковой прагматической информации

Эмоционально

оценочная

Эстетическая

Экспрессивная

Побудительная

Контактная

Положительная или отрицательная интеллектуальная оценка кого- или чего- либо

Эстетическая оценка (прекрасное / безобразное, высокое / низкое, трагическое / комическое и т. д.)

Информация об экспрессивных качествах языка (образное, новое, интенсивное)

Информация о воле субъекта речи, апеллирующая к воле адресата с целью побудить его к тем или иным действиям

Информация о намерении субъекта речи установить, сохранить или укрепить речевой контакт.

Выводы. Таким образом, прагмалингвистика представляет собой интегральную науку междисциплинарного характера. Она развивается в соответствии с основополагающими принципами современного языкознания (экспланаторность, экспансионизм, функционализм, текстоцентризм и семантикоцентризм). Разрабатывает в русле антропоцентрической парадигмы общую проблематику с другими научными направлениями (риторикой, стилистикой, коммуникативным синтаксисом, семиотикой, социо-, этно-, психолингвистикой, теорией речевого воздействия и др.). Имеет свой объект, предмет, материал исследования, собственные цели и задачи. Построена на твёрдой методологической почве; использует, наряду с философскими и общенаучными, специализированные методы изучения языка.



Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити