Російська мова - Великий довідник школяра - 2019

Синтаксис и пунктуация
Сложное предложение
Классификация сложных предложений

Сложное предложение — это предложение, состоящее из двух и более простых предложений (имеющее две или более грамматические основы).

Классификация сложных предложений

Союзные:

  •  сложносочиненные (средства связи — сочинительные союзы и интонация):

  •  сложноподчиненные (средства связи — подчинительные союзы или союзные слова и интонация):

    Бессоюзные (средство связи — интонация):

Сложносочиненные предложения

Сложносочиненные предложения могут содержать союзы нескольких типов и поэтому делятся на три категории.

1.  С соединительными союзами (и, да (=и), ни-ни, тоже, также):

2.  С разделительными союзами (или, иль, либо, то — то, не то — не то):

3.  С противительными союзами (а, но, да (=но), однако, зато, же):

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях

Простые предложения, входящие в состав сложносочиненного предложения, отделяются друг от друга запятыми.

Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью (А. Н. Толстой).

Запятая не ставится, если имеется общий для всех частей второстепенный член предложения.

    Над лугами шел холодный дождь и ветер налетал косыми ударами (К. Паустовский).

(В сложносочиненном предложении вместо запятой может ставиться тире, если необходимо показать быструю смену событий (или действие и его результат). В этом случае перед вторым предложением делается большая пауза, чем при запятой).

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Придаточные определительные отвечают на вопросы какой? чей? который? и присоединяются к главному предложению союзами и союзными словами чей, какой, который, что, куда, где и др. (Союзные слова, в отличие от союзов, являются членами предложения.)

    С улицы доносился шум, какой бывает только днем.

    Поведение — зеркало, в котором каждый показывает свой облик. (Гёте)

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? и присоединяются к главному предложению союзами что, чтобы, как, будто и союзными словами кто, что, который, чей, отчего, когда.

    Никогда не думайте, что уже всё знаете. (Павл.)

    Я думал о том, что случилось, и ничего не понимал. (Ч.)

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

•  Придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда? и присоединены союзами или союзными словами где, куда, откуда.

    Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор. (Т.)

•  Придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и присоединены союзами и союзными словами когда, пока, едва, как только, с тех пор как, до тех пор пока и др.

•  Придаточные условия отвечают на вопрос при каком условии? и присоединены союзами и союзными словами если (если … то), когда, раз и др.

    Если дед уходил из дома, бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания. (М. Г.)

•  Придаточные причины отвечают на вопросы почему? отчего? и присоединены союзами и союзными словами потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что и др.

•  Придаточные степени и образа действия отвечают на вопросы как? каким образом? до какой степени? и присоединены союзами и союзными словами как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, как будто, словно и др.

•  Придаточные цели отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью? и присоединены союзами и союзными словами что, для того чтобы и др.

•  Сравнительные придаточные отвечают навопросы как? насколько? и присоединены союзами и союзными словами как, чем, чем … тем, словно, будто, точно и др.

    

•  Уступительные придаточные отвечают на вопрос несмотря на что? присоединены союзами и союзными словами хотя, пускай, несмотря на то что, как ни.

•  Придаточные следствия присоединены союзами и союзными словами так что.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

•  С последовательным подчинением.

Горцы говорят, что лягушка потому до сих пор без хвоста, что приклеить его оставила на завтра. (Гам.)

•  С параллельным подчинением.

Когда я вышел на крыльцо, раздался удар грома, который заставил меня вздрогнуть.

•  С однородным подчинением.

Где разгружались эти эшелоны, куда исчезла эта громада людей, танков, пушек, никто не знал. (К. С.)

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

1.  Он понимал, что такой огонь нельзя остановить, что это стихия (К. Паустовский).

2.  Анфиса куталась в платок, хотя вечер был теплый и на яблонях не шевелился ни один листок (К. Паустовский).

3.  Мне кажется, что, когда бушует море, в его реве звучит бодрящая музыка.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Между частями бессоюзного сложного предложения ставятся запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.

Запятая ставится при перечислении каких-то фактов (можно поставить союз и между частями):

    В глазах у меня потемнело, голова закружилась. (Л.)

Точка с запятой ставится, если части предложения более распространены и менее связаны по смыслу:

    С утра в степи было по-весеннему холодно; ветер просушивал колеи грязной дороги ишуршал прошлогодним бурьяном. (И.Бунин)

Двоеточие ставится:

•  если второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом:

    Не спи, казак: во тьме ночной чеченец ходит за рекой. (П.);

•  если второе предложение поясняет первое (т. е. раскрывает его содержание):

    Самое главное было сделано: мы переправились через реку. (Арс.);

•  если второе предложение дополняет смысл первого, распространяет один из его членов:

    Свойство зеркальце имело: говорить оно умело. (П.)

Тире ставится:

•  если содержание одного предложения противопоставляется другому:

    Несчастья бояться — счастья не видать. (Посл.);

•  если первое предложение указывает на время или условие того, о чем говорится во втором:

    Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.(И. Никитин);

•  если второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом:

    Вдруг дверь каморки быстро распахнулась — вся челядь тут же кубарем скатилась с лестницы. (Т.);

•  если предложения рисуют быструю смену событий:

    Чин следовал ему — он службу вдруг оставил. (Гр.).





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити