Розв’язання вправ та завдань до підручника «РОСІЙСЬКА МОВА» І. М. Лапшиної, Н. М. Зорьки 3 клас - 2013 рік

1. Варианты названий — раскрыта книга; открываем новую страну.

2. Страницы книг сродни могучим крыльям — листай, лети, хоть прямо на Луну.

3. Текст состоит из пяти предложений. В конце предложений стоят точки (.), восклицательные знаки (!). 

Самое длинное предложение — Урок ещё не начался, и в классе стоит весёлый гул. Самое короткое предложение — Мы рады, что снова вместе.

Мы очень рады, что снова собрались вместе в нашей школе.

4. Раскрыта, страницы. Книга, листопад. Сентябрь, небе.

6. Наступила осень. Но многие деревья ещё зеленые. Пусть подольше будет по-летнему тепло и солнечно.

 

Объяснение

В предложении (укр. речення) слова выражают законченную мысль и связаны между собой по смыслу (можем поставить вопрос от одного слова к другому) и грамматически (при помощи окончаний и/или служебных слов). Например: Осень (что сделала?) наступил[а].

Некоторые предложения состоят лишь из одного слова: Зима. Снег, но в большинстве из них используются несколько слов.

7. Тема рассказа — случай на уроке русского языка.

Основная мысль — есть очень наблюдательные дети.

9. Данные слова похожи тем, что они называют действия, связанные с речью. Слова отличаются тем, что цель у названных действий разная.

10. 1. Смелый там найдёт, где робкий потеряет. 5. Из окна всего света не оглянешь.

Летом я отдыхал в деревне у бабушки. Мы подружились с соседским мальчиком Сашей, вместе играли в футбол и ходили на речку.

Однажды дедушка Саши взял нас с собой на сенокос. Он предупредил нас, что нельзя срывать незнакомые цветы, плоды и ягоды. Однако мой друг не послушал совета и нарвал огромный букет полевых цветов. Среди них было много таких, которые мы видели впервые. Я сказал об этом товарищу, но он лишь отмахнулся от меня. К вечеру Саша покрылся красными пятнами и начал чихать.

Сашина бабушка только качала головой и повторяла пословицу: «Не досмотришь оком, заплатишь боком».

Объяснение

Создавая рассказ, необходимо помнить о том, что предложения в тексте связаны последовательно, согласно развитию событий. Вначале необходимо сделать небольшое вступление, в котором сообщить, о ком (о чем) пойдет речь в рассказе. Далее излагается сама история, и в конце делается короткий вывод из сказанного.

В любом тексте есть основная мысль — она отображает цель высказывания (что именно хотел сказать нам автор, создавая рассказ). Часто основная мысль выражена в последних предложениях текста. Например, в приведённом рассказе основной мыслью является не досмотришь оком, заплатишь боком.

14. Это сказка о том, как мама помогла страусятам научиться не капризничать.

15. Смысл сказки «Счастливый день» в том, что перестать капризничать можно тогда, когда начинаешь делать что-то самостоятельно.

16. Это был самый счастливый день в жизни мамы-страусихи, Потому что она поняла, что её дети перестали капризничать, научились ценить чужой труд и быть самостоятельными. Страусята тоже были довольны. Труд уже не казался им скучным и требующим больших усилий. Они гордились тем, что научились самостоятельно готовить еду и мыть посуду. Научиться Что-то делать оказалось более интересным, чем играть в футбол.

17. Начало прогулки, хороший день, свежий ветер, чаща леса, роща, топчу жёлтые листья, ищу каштаны, пришла осень.

18. Текст (предложения, связанные по смыслу в о́пределённой последовательности) дан в упражнении 18.

Варианты названий — осенняя роща; осенняя прогулка.

19. Зачин — Вчера мы ходили в рощу на прогулку. Заключение (концовка) — Очень красива роща осенью!

Листья (рус.) — [л']истья[й'а]. Листя (укр.) [л]ыстя['а].

20. Раз осенью мы с отцом сажали яблоньку. Деревце было неболььшое и тоненькое. Отец выкопал глубокую ямку. Я наносил воды и обильно полил сырую землю. Потом мы положили деревце в лунку и засыпали её землей.

Папа сказал мне, что яблонька будет спать зимой, а по весне проснётся и выпустит зелёные листочки. Я буду заботиться о деревце, даже если оно пока не будет приносить плодов. Я очень люблю работать в саду, помогать отцу.

22. Цыпленок бегал по двору и нашёл зёрнышка. Он был очень добрый и хотел поделиться лакомством с другими цыплятами. Однако он не нашёл больше зёрен в своём дворе.

23. Варианты названий — добрый Цыплёнок; как Цыплёнок всех кашей накормил.

Заботитсяоберегает, беспокоится, переживает.

Я представляю Цыплёнка маленьким, жёлтым, пушистым. Он заботливый, щедрый и справедливый. Он переживает за всех своих братьев.

Я представляю Курицу большой и пёстрой. Она мудрая и опытная, и в то же время — заботливая и находчивая. Она подсказала Цыплёнку, как правильно поступить с закопанным в землю зёрнышком.

24. Зачин — первый абзац текста. Заключение — последний абзац текста.

25. Бегал по двору Цыплёнок и нашёл зёрнышко. Был он добрый, никогда ничего не съедал один. Всё делил со своими братцами. 

Похожими событиями начинались сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», «Петушок Голосистое Горлышко», «Колосок».

Объяснение

Поскольку предложения в тексте связаны последовательно, согласно развитию событий, то в структуре текста выделяют зачин, основную часть и заключение, (концовку).

Зачин — вступление, начало рассказа (чаще всего — первый абзац), в котором сообщается о времени, месте и действующих лицах последующих событий.

Основная часть — основное содержание рассказа, описание происходящего.        

Заключение (концовка) - финал рассказа (чаще всего — последний абзац полностью), в котором сообщается, чем закончились события, о которых шла речь в тексте, и делается краткий вывод из сказанного.    

27. Тема текста — рассказ о цветочных композициях и процессе их создания.

Предложения с выделенными словами связаны между собой при помощи повторов одних и тех же слов (природа — частички природы), а также с помощью употребления слов они (расставленные растения — они; композиции — они; ветки с плодами и листьями — их, они; зимние композиции — они).

28. Мы (что сделали?) собрали, собрали (из чего?) из веток с яркими листьями, собрали (что?) букет.

Сегодня из веток с яркими листьями мы с мамой собрали красивый букет — собрали (с кем?) мамойсобрали когда?) сегодня, букет (какой?) красивым.

29. Природа, частичка, картины, радостно, жизнь, человекветки, листья, красиво, отражались, зимние, композиция, напоминают, один.

31. Растения изображены как живые существа в таких от. рывках: «Платье золотое у берёзы на плечах», «всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики», «полетели иволгами по ветру, запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле», «по колено в листьях деревья стоят. Ёлочки листьями украсились. Папоротники под листьями пригрелись. Грибы под листьями спрятались», «листья шуршат, скребутся, лопочут».

32. Осе[и]нь, вче[и]ра, внимате[и]льно[а], по[а]хожи[ы], листья[й'а], буде[и]т.

Вчера в наш город наконец пришла осень. Если приглядеться внимательно, то можно увидеть, насколько косматые облака в небе похожи на разных зверюшек. Нужно будет собрать. разноцветные листья в букет и подарить его маме.

33. Кленовые листья — резные, немного похожие на человеческую ладонь. Они средних размеров, хотя среди них попадаются и совсем крошечные. Среди опавшей листвы они особенно выделяются своим цветом — яркие, лимонно-жёлтые, словно фонарик зажгли на асфальте.

Дубовые листья — бронзовые, медные, пылающие яркими красками. По форме они как рыбка, продолговатые, с волнистыми краями. Осенью в парках полно этих листьев, хрустящих под ногами.

Осиновые листья — рыжие, коричневые. И в лесах, и на аллеях можно увидеть их, танцующих, словно мотыльки, перед тем, как упасть на землю. Еле слышно шуршат они, укрывая землю плотным ковром.                                                             

34. В тексте идёт речь о листьях, которые автор называет корабликами.

Слово парусистые (по форме похожие на парус) образовано от слова парус.

36. Уметь задавать вопросы важно не только при чтении, но и во многих обычных жизненных ситуациях, например: при разговоре с другом, при обсуждении просмотренного фильма или мультфильма, во время экскурсии или встречи с ветеранами.       

Где ты был всё это время? Чем ты был занят в эти дни? Какую книгу ты прочитал за это время? Виделся ли ты с другими нашими товарищами? Что нового произошло за то время, пока мы не виделись?

37. Кто изображён на рисунке? Какое время года тут изображено? Чем заняты люди на картинке? Какие чувства мы можем увидеть на лицах персонажей?

39. Сорока. Зайчик.

40. При хорошем чтении молча губы, язык не шевелятся, а глаза быстро бегут по строчкам. Самое главное в чтении — понимать то, что читаешь, хотя и скорость играет не последнюю роль. Я бы хотел (хотела) научиться читать вдумчиво и быстро.

41. Сорока удивилась тому, что Заяц с аппетитом грызёт горькую осиновую кору. Заяц ответил, что осина — его третье блюдо, ведь на первое у него — свежий воздух, а на второе — прыжки на снегу. Я понимаю его слова таким образом: когда ты голоден, то ты будешь есть то, что тебе доступно, а не выбирать самые лакомые кусочки.

42. Учебная цель задания в упражнений 41 — проверить, насколько ми умеем понимать прочитанное молча.

Объяснение

В русском языке, как и в украинском, есть слова, правописание которых можно проверить только по специальным словарям. Такие словари называются орфографическими. Слова в них расположены в алфавитном порядке.

44. Лучше, осень, листья, отецмолодец, будто, ещё, работа, неделя, город, хорошо.             

Старый друг лучше новых двух. Цыплят по осени считают. Листья опадают, а дерево живёт. Отец и мать - священные слова.

Умелый боец везде молодец. Исчез, будто корова языком слизнула. Одна дождинка — ещё не дождь, одна снежинка — ещё не снег. Всякая мастера хвалит работа. Летняя неделя дороже зимней. Смелость города берёт. Лучше скажи мало, но хорошо.

45. Тема текста — рассказ о том, что в тексте могут находиться как слова персонажей, так и слова автора.

46. В диалоге могут быть не только слова действующих лиц, но и слова автора. И те, и другие важны для понимания текста, поэтому важно научиться различать их в тексте легко и быстро.

47. Тема текста — рассказ о том, как животные хвалились своими умениями.

Основная мысль текста — нехорошо быть хвастливым, ведь каждый из нас обладает какими-то умениями.

50. Старую лошадь назвали доброй потому, что она утешила плачущего цыплёнка.

51. Когда животные собрались, чтобы хвалиться своими умениями? Как похвастался собой петух? Что сказала кошка? Где умеет ходить муха? Кто заплакал? Какой была старая лошадь?

53. Тема текста — рассказ о случае на речке с неразлучными друзьями — Рогаликом и Кнопкой.

Основная мысль — важно уметь понять другого, стать на его место.                         

54. В первой группе собраны слова, в которых последняя буква обозначает глухой звук: помог[к], берёг[к], след[т].

Вторая группа объединяет слова, в которых буква в обозначает глухой звук [ф] перед другим глухим: в[ф]припрыжку, сов[ф]сем, в]след.

В третьей группе присутствуют слова с буквой ч, которая читается мягко в русском языке: реч[ч']ка, выруч[ч']ка, водич[ч']ка. Четвёртая группа объединяет слова с безударным гласным [а], который обозначается буквой о: о[а]дин, о[a]днажды, Ро[а]галик.

55. Нравится ли собеседнику, как говорящий ведёт себя во время беседы (например, чересчур громко смеётся, размахивает руками, хлопает стоящего рядом по плечу).

Желательно проявлять интерес к словам собеседника, например: О-о! Разве? А что дальше? А что ты на это ответилИ ты согласился? Неужели?

Не стоит отворачиваться от говорящего, заниматься чем-то посторонним, а если есть такая необходимость, то нужно извиниться и объяснить причины своего поведения.

56. Я считаю, что, размолвка между Кнопкой и Рогаликом возникла потому, что каждый из них оценивал ситуацию только по себе.

Я думаю так потому, что ни один не захотел поставить себя на место товарища и убедиться в том, что другому понятна его точка, зрения. Каждый слышал только себя, как в пословице: «У кого что болит, тот о том и говорит».

Итак, и телёнку, и поросёнку не хватило взаимопонимания.

Объяснение

При создании письменного высказывания во избежание повторов одних и тех же слов следует, использовать другие, схожие по значению. Например: Кнопка и Рогалик, поросёнок и телёнок, каждый, друзья, товарищи, они.

58. Раз, два, три, четыре, пять, Кошка учится считать. Потихоньку, понемножку Прибавляет к мышке кошку. Получается ответ: Кошка есть, а мышки нет!

Целый месяц род дождём Мокнет крыша, мокнет дом, Мокнут лужи и поля, мокнет мокрая земля. И далёко от земли Мокнут в море корабли.

61.

Мой лучший друг

Родители подарили мне это симпатичное создание на день рождения. Я назвал его Джек.

Он небольшой, с блестящей чёрной шерстью, длинными ушами и куцым хвостиком. Нам очень весело вместе. Мы играем дома и на улице. Мой пёсик уже знает некоторые команды. Думаю, он тоже очень любит меня. Когда ко мне на улице обращаются незнакомые люди, он всегда настораживается и рычит. Так он пытается защитить меня от возможного нападения.

Я рад иметь такого друга и защитника, как Джек!

62. — Бабушка была рада твоей помощи?

— А как же! Ещё она разрешала мне кормить кроликов и брать их на руки. Они такие милые!

— Замечательно! Как же всё-таки хорошо, когда у тебя есть бабушка и дедушка в деревне!

63. В конце предложения употребляются вопросительный знак, точка, восклицательный знак, многоточие.

На этой странице учебника есть вопросительный знак, точка, запятая, тире, восклицательный знак, двоеточие.

64. Ты любишь мороженое? - Ти любиш морозиво? Любишь ли ты играть в лото? — Чи любиш ти грати в лото?

67. Повествовательное предложение — Надя смотрит на усатые колосья. Вопросительное предложение — А булки где? Побудительное предложение — Смотри, бабушка!

Объяснение

Согласно цели высказывания все предложения в русском языке могут быть повествовательными, вопросительными либо побудительными.

Повествовательное предложение (укр. розповідне речення) — это предложение, в котором о чём-то сообщается. В конце повествовательного предложения ставится точка. Например: Весной расцвели фиалки.

Вопросительное предложение (укр. питальне речення) — это предложение, в котором задаётся какой-то вопрос. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак (укр. знак питання). Например: Любишь ли ты лето?

Побудительное предложение (укр. спонукальне речення) — это предложение, в котором выражено побуждение к действию (приказ, просьба, призыв и т.д.). В конце побудительного предложения ставится точка, Например: Откройте тетради, дети.

70. Ты же видишь, я занята! (повествовательное предложение) Почему ты не даёшь мне эту книгу?! (вопросительное предложение) Позволь мне закончить моё домашнее задание! (побудительное предложение).

71. Тема текста — рассказ о начале дождя.

72. Вдруг-грохотом грома сменилась она! Уже барабанит! Уже барабанит!

Объяснение

Если в предложении выражены очень сильные чувства, то в его конце ставится восклицательный знак (укр. знак оклику). Восклицательными могут быть повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Например: Мы любим тебя, Родина! (повествовательное предложение); Кто может забыть родной край?! (вопросительное предложение); Процветай, моя земля! (побудительное предложение).

75. Кто пригласил Павлика есть арбуз? Что сказала мама, когда узнала, что Павлик изучал английский язык? Как отреагировал Денис на эту новость? Какое слово выучил Павел за два месяца? Где Павлик учил английский язык? Когда Павлик признался, что изучал английский?

77. Чем заняты ребята на рисунке? Кто Мастерит кораблик? Как он это делает? Какие инструменты лежат на столе? Где стоят другие макеты парусников? Что ещё, помимо корабликов, умеет Мастерить этот мальчик?

— Привет, Никита! - Здравствуй, Денис! — Что ты делаешь? — Мастерю кораблик. — Разреши помочь тебе. Я могу подержать остов, пока ты клеишь мачту. - Подожди, пожалуйста, мне нужно сначала обозначить нужное место. — Не торопись, я подожду. Какой красивый получится кораблик!

78. Что ты делаешь? Разреши помочь тебе. Какой красивый получится кораблик!

79. В конце повествовательного и побудительного предложений, которые произносят спокойным тоном, ставят точку. В конце вопросительного предложения ставят вопросительный знак.  Если предложение произносят с сильным нажимом, то в конце его ставят восклицательный знак.

80. В конце предложения могут стоять точка, вопросительный знак, восклицательный знак.

81. Вопросительные предложения — Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном? Восклицательные предложения — Увы, — он счастья не ищет и не от счастья бежит! А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!

83. Вступление — У меня есть собака Булька. Заключение — Красивая собака Булька!   

Для связи первого и второго предложений использовано слово она.

84. Тема текста — рассказ о том, как Крошка Енот ходил к пруду, чтобы наловить раков.

Крошку Енота испугало его собственное отражение в воде. Енот действительно был храбрым, поскольку он преодолел свой страх и улыбнулся тому, кто сидит в пруду.

85. Если в предложении о чём-то просят, что-то советуют, предлагают — это побудительное предложение. Если в предложении спрашивают о чём-то — это вопросительное предложение. Если в предложении о чём-то рассказывают — это повествовательное предложение.

86. Повествовательное предложение — Крошка Енот был маленьким, но очень Храбрым енотом. Вопросительное предложение — Как мне победить того, кто сидит в пруду? Побудительное предложение — Улыбнись тому, кого увидишь в воде.

87. Принести, пригрозить, книги, сидит, чистит. Быстрый, пышный, пыльный. Старый, острый, длинный, храбрый, улыбнись.

 

Объяснение

Звук [и] в русском языке (книга, лисица, минута) произносится так же, как украинский звук [і] (слід, ніжка, чобіток).

Он смягчает предшествующий ему согласный звук и обозначается русской буквой и.

Звук [ы] в русском языке (быстрый, высокий) произносится приблизительно так же, как украинский звук [и] (риба, високий).

Он обозначается русской буквой ы, а согласный перед ним всегда остаётся твёрдым.

88. Речка за окном, горит чей-то дом, хвостом виляет пёсик, из ружья стреляет мальчик, чуть не слопал мышку кот, в очках читает Книжку старый дед, влетел в окно воробей, схватил зерно...

93. Павлик сделал (не сделал) кормушки для птиц. Он позвал (не позвал) Серёжу помочь ему. Тот согласился (не согласился). Вместе ребята развесили (не развесили) кормушки в сквере. Вскоре туда прилетели (не прилетели) воробьи и синицы.

В слове сделал произносим звук [з] перед другим звонким согласным: с[з]делал.

94. Отрицательное предложение — Ничего не видно.

95. В тексте встречаются вопросительные знаки (ставятся в конце вопросительных предложений), восклицательные знаки (ставятся в конце восклицательных предложений для передачи сильных эмоций), точки.

Неправильно составлено сочетание слов Расскажи за историю названия (правильно говорить — расскажи про историю названия).                               

96. Разорвались.

Линия — лінія, круг — коло, овал — овал, треугольник — трикутник, квадрат — квадрат.

97. Игры, в которых водят хоровод — «Подоляночка», «Платочек», «Кошки-мышки».

98. Вопросительное предложение — Мы правда молодцы?

Восклицательные предложения — Немного сдвинешь круг с боков — и вот овал уже готов! Потянет четверо ребят — и получается квадрат!

100. Серёжа (что делал?) рассказывал, рассказывал (что?) историю, историю (какую?) смешную, рассказывал (кому?) друзьям, друзьям (чьим?) своим.



Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити