Розв’язання вправ та завдань до підручника «РОСІЙСЬКА МОВА» І. М. Лапшиної, Н. М. Зорьки 3 клас - 2013 рік

101. Молодцы, готов, потом, изменился, поймёт, ребята, ещё, младшая, сестра, смешная, своим, друзьям.

Объяснение

Безударные гласные во многих словах можно проверить, подобрав родственные слова, в которых ударение падает на сомнительный гласный: изменился — изме́на, поймёт — по́нял, смешная — сме́х, своим — сво́й.

Правописание остальных слов следует проверить по орфографическому словарю.      

102. Все предложения в тексте — побудительные. Все предложения, кроме Мойтесь, уши, мойся, шейка являются восклицательными.

103. Тогда, (как?) хорошо, работа, хочу, пошёл, девочка, город, (какой?) большой, (как?) плохо, могу, (как?) маленький.

106. — Больше всего мне понравилась книга Николая Носова «Незнайка в солнечном городе».

— А тебе, Данила, нравится это произведение?

— Да, но больше всего я люблю украинские народные сказки.

— Хороший выбор, я тоже люблю сказки!

108. — Здравствуй, Антон!

— Привет, Кирилл!

— Ты тоже решил посетить выставку?

— Да, мне особенно нравится картина «Доктор Айболит в Африке».

— Правда? Мне тоже она понравилась.

— Алина, а ты что думаешь об этой картине?

— Она очень красивая, но остальные тоже замечательно нарисованы.     

— Согласен. Завтра приведу сюда свою сестричку.

— Уверена, она будет в восторге от выставки!

Объяснение

В вопросительных и побудительных предложениях часто используют обращение (укр. звертання) — слова, которые называют того, к кому обращена речь.

Обращение обособляется запятыми от остальных слов в предложении. Например: Лера, ты будешь участвовать в соревнованиях? Спасибо тебе, Максим, за беспокойство. Я всегда рад помочь, Серёжа.

Если обращение произносится с возвышенной интонацией, то после него ставим восклицательный знак: Украина! Ты моя страна; Люблю тебя, край родной!

Обратите внимание ребёнка, что в русском языке слова-обращения отвечают на вопросы кто? что? и не имеют особых окончаний, в отличие от украинского языка (Украін[о], кра[ю], Максим[е], Сергійк[у]).

110. 1. Любимое занятие попугая Эйты. 2. Звери не хотят дружить с попугаем. 3. Подарок от жирафа. 4. Попугай полюбил смотреться в зеркало.

Что не нравилось зверям в попугае Эйты? Кто страдал от этого больше всего? Где был расположен магазин жирафа? Как Долговязик решил бороться с невежливостью попугая?

Какой подарок он сделал имениннику? Когда он подарил зеркало Эйты?

Хитрый ход — это хитрый поступок.

111. Он преподнёс попугаю Эй ты ко дню рождения большое новенькое зеркало. С того дня он все время торчит возле зеркала и сам себя дразнит.

113. Ли-си-ца, за-яц, ко-ло-бок, те-тра-дка, те-ле-ви-зор, у-лица, ма-ши-на.

114. Жуку удалось прогнать паука, потому что он повёл себя смело, и паук испугался.

Слово, состоящее из двух слогов — па-ук. Остальные слова состоят из одного слога.

Слова автора — в первой и двух последних строках.

115.  Первые снежинки медленно кружатся в танце — снежинки (что делают?) кружатся, снежинки (какие?) первые, кружатся (в чем?) в танце, кружатся (как?) медленно.

116. 1. Если между двумя согласными стоит гласный звук, то он относится к предыдущему слогу и, таким образом, остаётся в предыдущей строке. 2. Нельзя переносить одну букву на следующую строку, даже если она составляет отдельный слог. 3. При переносе буква й не отделяется от предыдущего гласного, а буквы ъ и ь не отделяются от предыдущего согласного. Нельзя оставлять одну букву от корня вместе с приставкой на предыдущей строке. 4. Если между гласными находятся два и больше согласных, то возможны разные варианты переноса: на следующую строку переносится только одна либо обе буквы, обозначающие согласные звуки.

117. Б.

118. Вступление — первые пять строк стихотворения. Заключение — последние шесть строк.

Сол-ныш-ко, со-лны-шко; по-ло-ви-на ар-бу-за; зо-нтик, зон-тику гриб; па-ра-шют.

120. Язык.

Все-гда, всег-ла; он; в; ра-бо-те.

Объяснение

Основные правила переноса слов из строки в строку:

• если между двумя согласными стоит гласный звук, то он относится к предыдущему слогу и, таким образом, остаётся з предыдущей строке: ко-ро-ва, мо-pе;

• нельзя переносить одну букву на следующую строку, даже если она составляет отдельный слог: обувь, урок (не делятся на слоги для переноса);

• при переносе буква й не отделяется от предыдущего гласного, а буквы ъ и ь не отделяются от предыдущего согласного: вой-на, подъ-езд, доль-ка;

• нельзя оставлять одну букву от корня вместе с приставкой на предыдущей строке: раз-гром, от-крыл (правильный перенос), разг-ром, отк-рыл (неправильный перенос);

• если между гласными находятся два и больше согласных, то возможны разные варианты переноса: на следующую строку переносится только одна либо обе буквы, обозначающие согласные звуки: мор-ковь и мо-рковь, сквор-цы и скво-рцы.

121. [й'а иду ф б'ибл'иат'эку а ты].

Слова из одного звука — в, а. Слова из двух звуков — я, а. Я пойду в библиотеку завтра.

122. Дочка — точка, том — дом, врач — грач, коса — коза.

123. Мама, окно, труд, электрик, мыло, миг, ясно, лён, юг.

124. Игра слов основана на одинаковом написаний, но различном произношении слов гвоздики и гвоздики.

 (гвозди́ки),  (гво́здики).

125. Дорога привела нас в новый за́мок. На его воротах висел новый замо́к.

Объяснение

Ударение (укр. наголос) падает на гласный звук в слове, который произносится наиболее протяжно, и обозначается чёрточкой вверху над этим звуком.

Гласный звук, на который падает ударение, называется ударным гласным (укр. наголошений голосний). Например, в слове мама дольше всего можно протянуть звук [а] в первом слоге.

Гласный звук не под ударением называется безударным гласным (укр. ненаголошений голосний).

В русском языке безударный гласный [o] произносится как [а] (корабль [кара́бл']); безударный [el — как [и] еновал [с'инава́л]).

Обратите внимание ребёнка, что слова, которые пишутся одинаково в русском и украинском языке, могут иметь ударения на разных слогах: рус. олень — укр. олень.

126. Украи́нский — український, кора́бль — корабель, мя́гкий — м’яки́й, киломе́тр — кіломе́тр, а́лфави́т — алфавіт, оле́нь — о́лень.

В упражнении неправильно определены ударения для слов мягкий, алфавит.

В русском языке очень важно уметь различать ударные и безударные гласные. Это нужно для того, чтобы правильно писать и произносить слова.

Например, в слове я́бло[а]ко[a] в безударной позиции находятся два звука, которые обозначаются буквой о, но произносятся как [а]. Умение определять безударные гласные помогает нам обратить особое внимание на передачу сомнительных звуков на письме. В случае необходимости мы можем обратиться к орфографическому словарю.

Таким образом, если мы сможем определить безударные гласные, то это поможет нам овладеть устной и письменной речью на русском языке.

127. В тексте идёт речь об ударении.           

За́мок — замо́к, пиро́ги — пироги́.

128. Победа, мороженое, ножик, шина, цилиндр, плечо, жёлудь.

129. 1. Арбузы. 2. Гриб.

130. С ударением на втором слоге — все слова во второй строке. На вопросы кто? что? отвечают слова третьей строки. На вопросы что делала? что сделала? отвечают слова второй строки.

1. Нови́й, ведмі́дь, допоможу́2. Зняла́, взяла́, бра́ла. 3. Дочка́, спи́на, дзвіно́к.

131. Ра́нец, карандаши́, тетра́дь, пена́л, лине́йка, ла́стик, звоно́к.

Я достал из ранца линейкупеналкарандаши и ластик. Вдруг я понял, что моя тетрадь куда-то исчезла. Я стал искать её, и тут прозвенел звонок.

132. Побудительные предложения — Подумай, что для тебя было новым в этом объяснении. Не сделай ошибки на письме! Вопросительные предложения — Помнишь, как мы показывали это с помощью «живых» звуков? А когда на гласный ударение не падает?

Повествовательное предложение — Ты знаешь, что гласные звуки в слове очень зависят от ударения. Вопросительное предложение — Знаешь ли ты, что гласные звуки в слове очень зависят от ударения?

133. Интересный рассказ, лучший вопрос, спасибо тебе, видел деревья, ему грустно, вчера пошёл.              

Объяснение

В упражнении представлены слова, правописание которых нуждается в особом внимании.

При выполнении упражнения стоит помнить, что в русском языке безударный гласный [о] произносится как [а] (спасибо [спас'и́ба]); безударный [e] — как [и] ебе [т'иб'э́]).

135. Украинская гимнастка заняла первое место на соревнованиях.

136. Дружба и братство дороже любого богатства.

Обратите особое внимание ребёнка на написание слов братство, богатство. с которым у учащихся обычно возникают трудности.

137. Тема текста — рассказ о, том, как мальчик Алеша решил, что знает достаточно, чтобы не продолжать учиться в школе. Родителям удалось убедить Алёшу продолжить школьное обучение, когда они предложили ему попробовать работать вместе с ними. На примере cвоих профессий они показали сыну, что его знаний недостаточно.

138. Я считаю, что Алёша был слишком маленький и неопытный. Поэтому он решил, что сумеет работать так, как взрослые люди. Из-за своего возраста он не мог рассуждать самостоятельно и отвечать за своё решение. Думаю, что урок, который преподали ему родители, поможет ему в будущем стать мудрым человеком, который не спешит бросать своё занятие.

140. Мальчик старательно помогал своим родителям — мальчик (что делал?) помогал, помогал (кому?) родителям, родителям (чьим?) своим, помогал (как?) старательно.

141. В.

143. 1. Восклицательный знак. 2. Вопросительный знак. 3. Точка.

Объяснение

Восклицательный знак ставится в конце восклицательных предложений, которые передают сильные эмоции (восхищение, негодование и т. д.). Вопросительный знак употребляется в вопросительных предложениях, в которых о чём-то спрашивается. Точка ставится в конце повествовательных и побудительных предложений.

146. Витя думал, что золотые рыбки живут в золотой речке, которая находится в какой-то далёкой стране. Он хотел найти эту речку, когда вырастет. Бабушка считала, что красивые речки есть и на Родине, Нужно только уметь увидеть их красоту.  

Золотая речка — выражение, которое является неожиданным, поскольку речка не может быть золотого цвета и не может состоять из золота.

150. Рыбки заблестели под солнечным лучом — рыбки (что сделали?) заблестели, заблестели (под чем?) под лучом, лучом (каким?) солнечным. 

151. Отрицательные предложения — Урок русского языка не будет обычным. Мы не будем разбирать звуки, слова, чертить схемы.      

154. Завтра начнутся школьные соревнования — соревнования (что сделают?) начнутся, соревнования (какие? школьные, начнутся (когда?) завтра.

155. Ру́чка  лине́йка  тетрадь  альбо́м  мел  ки́сточка 

156. И словом, и слогом могут быть буквы и, а, о, э, у.

Односложные слова — и, мыне, всем, на, я, а, вы, кто, слог, так, ты, у, нас, нет, о, из, нас, э, мне. Двусложные слова — хуже, свете, буква, только слово, одна, заслуг, каждой, тоже, можно, сказать, обо.

157. Пойдём, пои́щем, принесем, пока́жем, сняла́, весёлый, принесла́.

Объяснение

В русском языке безударный гласный [о] произносится как [а] (покажем [пака́жым]); безударный [е] — как [и] (принесла [пр'ин'исла́]). Следует обращать особое внимание на написание слов с безударными гласными звуками.

158. Порядок рисунков должен быть следующим: 1, 3, 2, 4.

159. 1. Бесконечная зима. 2. Звери пришли будить Медведь. 3. Просьбы Лося. 4. Причитания Белой Куропатки. 5. Уговоры Белки. 6. Мышка берётся разбудить Медведя. 7. Медведь перевернулся на другой бок.       

160. Сказка «Как Медведя переворачивали» мне понравилась потому, что в ней рассказывается интересная история из жизни лесных зверей. Из героев сказки мне больше всего нравится маленькая и находчивая Мышка, которая не испугалась большого Медведя и нашла способ перевернуть его на другой бок.

161. В стихотворении более всего слышны согласные [г], [р], [ш], которые помогают представить картину грозы и шуршания мышей.

Потише — гласн. [а], [и], [ы]; согласн. [п], [т'], [ш]. Мыши — гласн. [ы], [ы]; согласн. [м], [ш].

Сильная позиция гласного звука — сразу, потише, гром.

Слабая позиция гласного звука — погромче, грохочет.

Гласные после [ж], [ч], [ш], [ц], [ш' ш'] — скажи, шесть, мыши.

162. Лиса. Крот.

Чтобы разгадать второй ребус, нужно: определить, что нарисовано; произнести звук [к]; добавить к нему цепочку звуков нарисованного слова (рот).

В первом ребусе нельзя добавить другие звуки. Во втором ребусе можно заменить букву к буквой г — получится грот; если же убрать букву к перед рисунком и добавить букву а после него — выйдет рота.

Объяснение

Согласные звуки в словах могут стоять перед гласными (сильная позиция). В таких случаях мы чётко слышим, как произносится звук, и можем правильно его Обозначить на письме. Например: молоко, папа, вода.

Если согласный звук стоит в конце слова или перед другим согласным, то это его слабая позиция. Мы не слышим чётко как он произносится, и не можем быть уверены в правильности его написания. Например: дед], фут[д]бол, в[ф]сё.

Поэтому следует обращать особое внимание на правописание слов с согласными в слабой позиции и, при необходимости, проверять себя по орфографическому словарю.

164. Сделать, лучше, рисовалработамогучтобы, точно, футбол, хорошо, интересный, покажу, цепочка, погода.

Что делал? — рисовал. Что сделаю? — покажу.

На улице была прекрасная погода. Я рисовал робота и с любопытством поглядывал в окно. Соседские ребята играли в футбол. Я подумал, что сейчас пойду и покажу им, как хорошо я играю. Хотелось, чтобы они увидели, что я могу бить по воротам точно так же и даже лучше.

166. Звуки [р], [л], [м], [н], [й] произносятся при помощи голоса, а звуки [ц], [ч], [ш'ш'] — без голоса. У всех этих согласных нет пары

167. Лёд[т], увёз[с], хлеб[п], друг[к], голубь[п'], в[ф]се, лод[т]ка, с[з]бежал, в[ф]ходили, от[д]гад[т]ка, прось[з']ба, с[з]делал, лов[ф]кий, Киев[ф].

На осенних каникулах я поеду в Киев. Там живёт мой друг Витя.

168. Тема текста — описание новой тетради ученика

Варианты заголовков — моя новая тетрадь; моя тетрадь. Тетрадь [титрат'].                             

2) Второе с третьим. (У неё мягкая обложка. На обложке — несколько линий для подписи.)

Нельзя сказать, Какая тетрадь важнее, потому что: 1) все они нужны, чтобы выполнять задания в классе и дома; 2) все школьные предметы по-своему важны. Мы не можем сказать, что математика важнее украинского языка, и наоборот.

169. Глаз[с], год[т], помог[к], гриб[п], дорож[ш]ка, лод[т]ка, голов[ф]ка, короб[п]ка, в[ф]се, в[ф]сего, под[т]скочил, в[ф]смотрелись.

170. Садовник — сад[т] (рос); садівник — сад[д] (укр.).

Существуют отличия между произношением некоторых согласных в русском и украинском языках.

В русском языке вместо звонкого согласного в слабой позиции (в конце слова и перед глухим звуком) произносим парный ему глухой: сад[т], гриб[п], дорож[ш]ка.

В украинском языке звонкие согласные звуки в слабой позиции произносятся звонко: сад[д], гриб[б], доріж[ж]ка.

В сильной позиции перед гласным звонкие согласные произносятся звонко в обоих языках: рос. сад[д]овник — укр. сад]івник.

171. ...Но в конце слова звонкий согласный, у которого есть пара, заменяется глухим. То же происходит и перед глухим согласным.

172. Тема пословиц и поговорок — труд.  

Когда говорят, что терпение и труд все перетрут, имеют в виду, что если усердно трудиться, то все получится. Иногда что-то не выходит с первого раза, например, не удаётся решить задачу по математике. Однако следует быть настойчивым, терпеливо разобрать правило ещё раз, обратиться за помощью к учителю, и тогда всё выйдет.

Труд[т], долог[к], каков[ф], в[ф]сё.

Выделенными буквами обозначены глухие согласные звуки.

Объяснение

В русском языке звонкие согласные в слабой позиции (в конце слова и перед глухим согласным) произносятся как парные им глухие: труд[т], пирог[к], нож[ш]ка.

174. Сказка намекает, что никто не должен считать себя умнее всех остальных.

Её можно Привести в качестве наставления тем, кто задирает нос и хвастается своим умом.

Варианты заголовков — как паук Анаси мудрость собирал; одна голова — хорошо, а две — лучше.     

178. Те[и]тра́дь[т'].

179. Слово почти употреблено в последнем предложении потому, что в русском языке тоже встречаются слова, состоящие из одних гласных. В основном, это возгласы, например: аy, а, у, в, э, а также служебные слова и, а, о, у, которые служат для связи других слов в предложении.

180. Гриб[п].  

Глухой согласный в позиции перед звонким согласным произносится как парный ему звонкий звук.

181. Сделать, отбить, ложка, сладкий, загадка, арбуз, друг, ставь, мороз, рассказ, сладкий, мёд, лен.

Крыжовник

Крыжовник — одна из моих любимых ягод. Я люблю его за кисло-сладкий вкус и красивый внешний вид. Эти полосатые  ягодки напоминают мне крошечные арбузы.

183. Мышь была маленькой, слабой, но честной. Лев был большим, сильным, но самонадеянным, Я думаю, сказка говорит о том, что мы должны быть внимательными друг к другу и делать добро, потому что оно вернётся к нам.

187. В тексте описана заячья игра — все зайцы один за другим прыгали с обрыва в снежные сугробы.

Первая часть текста заканчивается предложением Засверкал снег.

Когда ждут солнца по несколько дней? Чьи следы видны у реки, под обрывом, на снегу? Что придумали зайцы?

188. Заяц

Похожа на пламя, но не лиса. Скачет с ветки на ветку, но не сорока. (Белка)

190. Выражение звуками пишет означает, что человек специально употребляет, слова с определённым звучанием, похожим на звучание каких-то механизмов или природных явлений. Он делает это для того, чтобы ярче изобразить события, о которых рассказывается в произведении. Жужжит, скрежет, шуршит, шёпот, карканье, топот, гогочет.

192. Инте[и]ресно[а], с[с']тихи, прине[и́]с[с']ли, в[ф]мес[с']те[и], радо[а]с[с']ть, выразите[и]льно[а]с[с']ть, се[и]крето[а]в[ф], ведь[т'], звуко[а]в[ф], смог[к], сто[а]лб[п]цы.

Интересно, принесли, вместе, радость, выразительность, секретов, ведь, звуков.                           

Принесли радость, столбцы звуков, интересно ведь.

193. Автор использует слова со звуками [л], [н], [п].

Объяснение

Для придания особой выразительности своим произведениям многие авторы используют звукопись — повторение одних и тех же звуков. Например: Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя (А. Пушкин); Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом (Ф. Тютчев),

194. Гр[р']иб (рус.) — гр[р]иб (укр.), л[л']ис[с']ица (рус.) — л[л]ис[с]иця (укр.), с[с']инь (рус.) — с[с]инь (укр.), м[м']илый (рус.) — м[м]илий (укр.), т[т]ир (рус.) — т[т]ир (укр.), ст[т']епь[п'] (рус.) — ст[т]еп[п] (укр.), кал[л']ендарь[р'] (рус.) — кал[л]ендар[р] (укр.).

195. Снежника [с'н’ижы́нка].

196. ...У всех — крохотные узорные иголочки, прозрачные и нежные. И в то же время, у каждой — своя неповторимая форма, созданная самой природой.

198. Везде, вещей, её, бельё, не, если, ведь, осень, звери, меня, люди, они, звенели, тебе.

199. Зима бросила Ветру красивую накидку — Зима (что сделала?) бросила, бросила (кому?) Ветру, бросила (что?) накидку, накидку (какую?) красивую.

Слово Ветер в предложении пишется с большой буквы, потому что это имя сказочного персонажа.

Объяснение

Имена, отчества и фамилии людей, а также имена сказочных персонажей и клички животных всегда пишутся с большой буквы.

200. Несла, трясла, гостила, мостила, побывала, разрисовала, ходила, накрыла, замела, нагребла.

Эти предложения говорят нам о том, что зимой дуют холодные ветры и часто бывают метели.




Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити