Розв’язання вправ та завдань до підручника «РОСІЙСЬКА МОВА» І. М. Лапшиної, Н. М. Зорьки 3 клас - 2013 рік

201. 1. Это выражение напоминает о том, что лето — это время, когда выращивают и собирают урожай. Кто ленится летом, тому зимой может не хватить еды. 2. В этом выражении говорится о том, что снежная зима благоприятна для выращивания пшеницы. Во-первых, снег помогает уберечь от морозов озимые. Во-вторых, когда весной снег растает, он превратился в воду и увлажнит почву, в которую будут сеять зерно.

202. [хл'эп] — хлеб, [мука́] — мука.

С давних пор люди очень уважительно относятся к хлебу. Хлеб, булки и бублики изготовляются из муки.

203. Степь[п'] (рус.).— степ[п] (укр.), насыпь[п'] (рус.) — насип[п] (укр.), голубь[п'] (рус.) — голуб[б] (укр.), вглубь[п'] (рус.) — вглиб[б] (укр.), цепь[п'] (рус.) — цеп[п] (укр.), семь[м'] (рус.) — сім[м] (укр.), восемь[м'] (рус.) — вісім[м] (укр.), ставь[ф'] (рус.) — став[в] (укр.), вширь[р'] (рус.) — вшир[р] (укір.), кобзарь[р'] (рус.) — кобзар[р] (укр.).

Цепь, обувь.

Все ребята мечтают, чтобы физкультуры было семь уроков подряд. Добавь к кошке мышку, и останется только кошка. Если забыл сменную обувь, то в школе обязательно столкнёшься с директором. Весь январь Никита писал Деду Морозу письма и спрашивал его, где заказанный им компьютер.

205. 1. Семь[м']. 2. Цепь[п'].

Объяснение

На уроках украинского языка ребёнок изучил, что звуки б, п, в, м, ф могут быть только твёрдыми или же немного смягчёнными. Напротив, в русском языке эти звуки бывают мягкими. Например, любовь[ф'] (рус.) — любов[в] (укр.), насыпь[п'] (рус.) — насип[п] (укр.). Если такие звуки стоят в конце слова, то для обозначения их мягкости употребляется мягкий знак ь.

Семь гномов приютили Белоснежку в своём доме. Моя мечта — стать известным писателем. После ужина я сам мою посуду, вытираю её и ставлю в шкаф.

206. Прозвища зверей зависели от их внешнего вида (наличие рогов, клыков и т. д.).

207. 1. Б. 2. В. 3. Б. 4. Д.

209. 1. Эта пословица напоминает нам о том, что нужно быть вежливыми и приветливыми со всеми людьми, а не только со своими друзьями. 2. В этой пословице говорится о том, что обидные слова больно ранят душу человека. 3. Эта поело вица говорит нам о том, что лучше промолчать, чем сказать лишнее. Когда Много говоришь, то можешь невзначай чем- то обидеть человека или случайно выболтать чей-то секрет. 4. Это выражение напоминает о том, что прежде чем что-то сказать, нужно хорошо подумать, чтобы ничем не задеть собеседника и не выдать чужие тайны.

210. Фейерверк.

Голубые  пунцовые  золотые  голубыми  пунцовыми  золотыми  разноцветными.

 

211. Буквы ж, ш, ц обозначают твёрдые согласные даже перед и, е, ё, ь. Например: дружи[ы], жжё[о]т, лучше[э], це[э]лясь.

Буквы ч, щ обозначают мягкие согласные даже перед а, о, у.

212. Камыши, но́жи, ежи, ужи, лужи, карандаши, рощи, тучи, задачи.

213. На рисунке мы видим, как люди в восхищении наблюдают за фейерверком. (вступление) Это похоже на чудо. Сначала ты слышишь мощный гул и смотришь, как всё выше и выше взлетают первые огненные ракеты. И вот в чёрном небе расцветают ослепительно-жёлтые, ярко-пунцовые цветы и кольца. Улицы заполнены людьми. Все радостно улыбаются. Вот он, настоящий праздник! (заключений)

214. Длинные пальцы, железнодорожная станция, большой цирк.

215. Циркач, трапеции, цирк.

217. Февраль [ф ́и в р а́ л́].

В слове-отгадке количество твердых и мягких согласных звуков одинаковое.

218. Что делает? — морозит, приближается, удивляет, прячется, чернеет. Что сделает? — согреет, развеселит.

220. Деревья, веточка, примёрзшие, девочка, почки, проснулась, свежий, появились, поставила, шёл.

Девочка поставила, веточка проснулась, появились почки Дома девочка поставила замёрзшую ветку в воду. Вскоре на веточке появились почки.

222. Если дятел стучит в марте, то весна будет поздней.

С крыш свисают длинные сосульки — к долгой весне. Если снег быстро тает — летом жди много дождей. Грачи прилетели — через месяц снег сойдёт. Вороны купаются ранней весной — к теплу.

223. Расскажи, специально, станции, Дарницы, скажи.

224. Ездили у Киев — ездили в Киев, мама из дочкой — мама с дочкой, вышли с вагона — вышли из вагона.

А сколько стоят жетоны? А если я забуду опустить жетон в автомат? Ой, это, наверное, очень страшно. Спасибо тебе, Лена! Теперь я буду знать, как правильно вести себя в метро.

225. Столицы, улицы, синицы, сестрицы, красавицы. Акаци[ы]и, аппликаци[ы]и, рпераци[ы]и, секци[ы]и, композици[ы]и.

Різниця  Разница 

226. Целые страницы, цитата из книжки, правильная интонация, хорошая дикция, первая цифра, белая акация, жёлтый цыплёнок.

227. Метро и трамвай. Мне помогли разгадать загадку слова, о тощ, что под землёй что-то грохочет й перевозит людей в городе. Когда я понял, что это может быть только метро, тогда мне стало проще догадаться, что по улицам ездит похожий транспорт — трамвай.

 Землёй, дома, бегут.

Объяснение

Количество квадратиков в схеме соответствует количеству слогов в слове (оно всегда равняется количеству гласных з звуков, обозначаемых буквами а, о, у, э, ы, и, ю, я, е, ё). Чёрточка вверху  указывает, что на этот слог падает ударение (укр. наголос), то есть этот слог произносится наиболее протяжно.

229.

Приключение Пушистика

Маленький пушистый котёнок играл во дворе. Неподалёку от будки он увидел лежащий мячик, тронул его лапкой, и тот покатился в сторону дерева. Котик резво бросился за ним. Вдруг из будки выглянула большая собака и залаяла на малыша. Испугавшись, Пушистик со всех ног бросился к дереву. Он влез так высоко, что перепугался ещё больше. Крепко вцепился лапками в ветку и принялся мяукать, зовя на помощь. Из дома выглянул мальчик, увидел собаку около дерева и всё понял. Он влез на дерево й снял дрожащего котёнка.

Теперь Пушистик запомнил, что играть нужно подальше от будки.

230. Мне понравилось составлять сочинение с опорой на пирамиду. Во-первых, такая работа помогает помнить обо всём, что я собираюсь рассказать в произведении. Считаю, что пирамида более подробно излагает последовательность событий, чем Обычный план текста. Во-вторых, мне с самого зачала известны опорные слова, из которых легче составлять предложения. В итоге работа над сочинением оказывается намного проще, если использовать именно этот способ.

Объяснение

Правила игры-сочинения «Пирамида» подробно изложены в упражнении 220 (стр. 117 учебника).

231. А. Хлеб[п].

232. Буквы г и к дружат, потому что они обозначают парные согласные: звонкий [г] и глухой [к].

Гол — кол, галька — калька.

233. В предложениях первых двух абзацев есть только слова автора, В предложениях двух последних абзацев есть слова автора и слова действующих лиц.

Ч[ш]т[т]о, девоч[ч']к[к]а, нович[ч']к[к]а, мол[л]ч[ч']ать, с[с]л[л]ушать, от[т]в[в']етил, маль[л']ч[ч']ик.

235. В первой группе слов мягкий знак обозначает собственную мягкость звуков. Во второй группе слов мягкость согласным придаёт следующий за ними мягкий согласный звук. Упорная борьба, просьба товарища, возьми книгу, весёлые птенцы, завяжи бантик.

236. Слова с ь между двумя согласными: польза, горький, больше, тоньше, нельзя, готовься, коньки. Слова, в которых мягкость согласным придаёт следующий мягкий согласный звук: здесь, в жизни, есть, после, сентябрь, гость, песня.

239.

Моё любимое занятие

Не все в нашем классе знают, что я очень люблю рисовать. Впервые я начал увлекаться этим в детском саду. Воспитательница Надежда Ивановна часто устраивала выставки наших рисунков, и мои всегда считались очень удачными. Потом родители записали меня в кружок, и там я узнал много интересного. Теперь я умею рисовать карандашом, акварелью, гуашью, масляными и акриловыми красками. Недавно моя работа была признана лучшей на районном конкурсе детских рисунков.

Я хочу заниматься рисованием и в будущем. Возможно, это станет моей профессией.

242. У меня есть маленький щенок. Он очень хороший. А у тебя есть собака?                 

243. Когда мы читали стихотворение «Знакомый», я представил заснеженную улицу с высокими сугробами вдоль заборов. Из труб домов вился лёгкий белый дымок. Также я представил небольшого рыжего щенка. Он вертелся под ногами и фыркал от радости. Потом он заметил чёрно-белую кошку и убежал вслед за ней.

244. Сн[с'н']ег, радост[с'т']и, неразлучн[ч'н]ые.

Мы с дедушкой смастерили скворечникКонечно, я очень люблю каникулы. Булочная находится на углу улицы.

245. 1. а) Кто? — неудачник, печник, пасечник, пуговичник, сказочник, б) Что? — задачник, подсвечник, подсолнечник, наконечник, скворечник, солнечный, крошечный, булочная.

2. а) Слова с твёрдым согласным [н] в сильной позиции, которому придаёт мягкость следующий мягкий согласный звук: вагон[н] — вагон[н']чик, диван[н] — диван[н']чик, стакан[н] — стакан[н']чик, карман[н] — карман[н']чик, кувшин[н] — кувшин[н']чик, бидон[н] — бидон[н']чик, лимон[н] — лимон[н']чик. б) Слова с мягким согласным [н'] в сильной позиции: птен[н']ец — птен[н']чик, вен[н']ец — вен[н']чик.

246. Девочка, удочка, бабочка, веточка, бочка.

247. 1. Аквариум. 2. Заколка (бант).

248. Буквы е, й, ъ в русском алфавите расположены не там, где буквы с соответствующим звуковым значением в украинской азбуке. В русском алфавите есть буквы ё, э, ъ, которых нет в украинском, зато отсутствуют буквы ї, і, є.

249. Для украинского алфавита такая ситуация невозможна, потому что в нём нет буквы ё. Смысл загадки заключается в том, что пять букв г, д, е, ё, ж, стоящих подряд в русском алфавите, образуют вопрос Где ёж?

250. 1. Б, в, г, д, ж, з, п, т, ц, ч. 2. К, х, ш, щ. 3. Л, м, н, р, с, ф

251. В стихотворении поэт не использовал буквы ё, й, ъ, ь.

252. Цветущая Винница, большой Днепропетровск, промышленный Донецк, красивое Запорожье, многолюдный Киев, чистый Луганск, старинный Львов, родной Николаев, весёлая Одесса, жаркий Симферополь, шумные Сумы, гордый Херсон, небольшой Хмельницкий, прохладный Чернигов, маленькие Черновцы.

253. 3. Хлеб, Хлебница, хлебный, хлебороб.

Объяснение

При расположении слов по алфавиту следует пользоваться таблицей из упражнения 248 (стр. 127 учебника). Если несколько слов начинаются на одну и ту же букву, тогда последовательность их размещения определяем по второй букве и так далее. Например, хлебхлебный, хлебороб — первые четыре буквы х, л, е, б во всех словах одинаковые, поэтому определяем их алфавитный порядок по пятой букве. В слове хлеб больше нет букв, поэтому оно будет первым в нашем списке. В слове хлебный пятая буква — н, а в слове хлебороб — о. Буква к в алфавите идёт перед буквой о, а значит, следует поставить сначала слово хлебный, а потом — слово хлебороб.

254. 1. Буквы. 2. Алфавит, азбука.

Чёрные птички на каждой страничке молчат, ожидают, кто их отгадает. (Буквы) Сели, на странички тридцать три сестрички. Сели рядом и молчат, нам загадки говорят. (Алфавит) На странице букваря — тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей. (Алфавит)

255. М[м]ыл — м[м']ил, д[д]ыма — Д[д']има, п[п]ыль[л'] — п[п']ил[л], в[в]ол — в[в']ёл, н[н]ос — н[н']ёс, жар[р] г— жарь[р'], угол[л] — уголь[л'].

Проехал грузовик и поднял на дороге пыль. Тузик жадно пил йоду из миски.

256. Буквы я, ю, е, ё, и, ь показывают, что согласный мягкий.

Например: м[м']яч, л[л']юк, л[л']ес, м[м']ёд, м[м']ир, соль[л].

Буквы а, у, э, о, ы показывают, что согласный твёрдый. Например: с[с]ад, л[л]ук, м[м]эр, д[д]омс[с]ыч.

257. Буквы и, е в русском языке указывают на мягкость предыдущего согласного звука (долг[г']ий д[д']ень), а в украинском языке — на то, что предыдущий согласный является твёрдым(довг[г]ий д[д]ень). Твёрдость согласных в русском языке обозначается, в том числе, при помощи букв ы, э (д[д]ыня, м[м]эр).

258. Самый[й'], лучш[ш]и[ы]й[й'], ч[ч']истила, картош[ш]ку, тож[ж]е[ы], ц[ц]ветными, карандаш[ш]ами, красивая[й'а], приш[ш]ё[о]л, какой[й'], ещё[й'иш'ш'о], помогае[й'и]шь[ш],ч[ч']истить.                                        

259. Перед звонким согласным и перед гласным произносим звонкий согласный звук. Перед глухим согласным и в конце слова произносим глухой согласный звук.        

На моём балконе жил молодой голубь. Весной из-под снега пробивается зелёная травка.

В русском языке звонкие согласные в слабой позиции (в конце слова и перед глухим согласным), произносятся как парные им глухие.

260. Первое предложение — побудительное.

Концов[ф], в[ф]сех, мороз[с], чтоб[п], в[ф]стречать.

262. Внимательный переписчик старательно выписывал каждую букву — переписчик (что делал?) выписывал, переписчик (какой?) внимательный, выписывал (как?) старательна» выписывал (что?) букву, букву (какую?) каждую.

263.1. Если полагаться только на память, то можно, что-то забыть и не вспомнить в нужный момент, а написанный текст помогает нам восстановить в памяти забытые сведения. Также - мы можем найти в книгах всю нужную нам информацию, не спрашивая о ней других людей. 2. Кто знает грамоту, тому легче жить и работать, потому что можно прочесть в книгах всё, что требуется. Поэтому жить неграмотному очень тяжело.

Вскачь [фска́ч'].

264. Большой, возле, далеко, здесь, маленький, палочка, переписчик, раньше, ручка, сегодня, сейчас, сладкий, цыплёнок, чёрточка.

Раньше переписчик писал книги гусиными перьями, старательно вырисовывая каждую чёрточкуСейчас для письма мы используем ручки.

265. Черника получила своё название за тёмный, почти чёрный цвет ягод. Подберёзовик заслужил название тем, что чаще всего растёт под берёзами. Медведя так называют потому, что он любит мёд.

266. Бульканье, журчать, журчанье.

Звукоподражательные слова по звучанию подражают звукам природы и окружающего мира.

Звукоподражательные — 19 букв.

Слова кудахтать, куковать, ойкать можно считать звукоподражательными, потому что их звучание подражает голосам курицы, кукушки, а также человеческим возгласам. Кукарекать, мяукать, мычать, пищать, айкать.

267. ...Всё чаще бывают дни, когда ярко светит ласковое солнышко. В такие дни не хочется сидеть дома. Мы с братом пошли на улицу. Всё вокруг оживилось в ожидании тепла. С крыш капает звонкая капель. Эти прозрачные капельки собираются в небольшие лужицы. Маленький ручеёк весело журчит неподалёку...

268. Прекрасно — очень хорошо, замечательно. Улица — пространство между домами. Ежечасно — каждый час.

269. Очень хочу, кончик сосульки, солнце, линейка, обычный человек, форточка, кораблик, оглянулась из любопытства, конечно, тридцать медведей, птицы, нельзя, хорошо помогаешь.  

270. Кукушки, ку-ку, куковали, выть.

Объяснение

Звукоподражательные слова - это слова, звучание которых подражает, звукам природы и окружающего мира. Например: хрюканье, рычанье, гоготанье, блеет, бормочет, сюсюкает. Такие слова обычно относятся по смыслу именно к тем существам или природным явлениям, звучанию которых они подражают.

272. Слова для разговора с учителем: сказать, произнести, заметить, побеседовать. Слова для разговора с бабушкой: сказать, заметить, потолковать, побеседовать, выразиться, вставить. Слова для разговора с подругой: бросить, вставить, буркнуть, выпалить, брякнуть, сказануть, поболтать. Вставить (что?) дополнение, замечание. Буркнуть (кому?) подруге, товарищу, одноклассникам. Побеседовать (с кем?) с учителем, с бабушкой, с дедушкой, с родителями. Выпалить (как?) необдуманно, сгоряча, впопыхах.

273. Я люблю поговорить с моей подругой Дашей, потому что она умеет внимательно слушать. Даша прочла много книг, поэтому она может поддержать разговор на любую тему. Вместе с тем, моя подруга — не болтунья. Ей можно доверить тайну и не бояться, что о ней узнают другие. Потому я и люблю говорить с Дашей обо всём на свете.

274. Брат очень торопился и только бросил на ходу: «Возвращусь поздно!». Он так спешил, что я не успел и слова сказать. А ведь я хотел поговорить с ним.

Синонимы: бросить, сказать, поговорить.

275. Тот, который движется с большой скоростью — быстрый, торопливый, скорый, поспешный, стремительный. Тот, который звучит очень громко — громкий, звучный, звонкий, оглушительный, громовой, зычный.

Поспешный приезд родителей был связан с моей внезапной болезнью. Дети заметили молнию и сразу услышали оглушительный раскат грома.

276. Слишком тихий голос — совершенно бесшумный шаг, абсолютно тайный ход — чрезвычайно секретный документ, чересчур отважный солдат — совсем бесстрашный командир, оченьвежливый ученик — чрезмерно учтивый гость.

277. Я недавно прочитал интересную книгу. В ней увлекательно рассказывается о приключениях одного мальчика. Это очень захватывающая книга.

278. — Здравствуйте, — кричит он Мишиной бабушке. — Вот бы и ты, Миша, поучился у Коли порядку да вежливости,— заметила бабушка. — Повесь пальто! — кричит он своей бабушке.

Объяснение

В русском языке, как и в украинском, много синонимов — слов, одинаковых или схожих между собой по значению. Их использование помогает сделать нашу речь более выразительной и образной.

Основная мысль рассказа — быть вежливым, поддерживать порядок следует не только в гостях и на улице, но и дома. Варианты Названий — вежливость в гостях и дома; ненастоящая вежливость.

Вот бы и ты, Миша, поучился у Коли порядку да вежливости, — заметила бабушка.

Объяснение

Обращение (укр. звертання) — слова, которые называют того, к кому обращена речь. Обращение обособляется запятыми от остальных слов в предложении. Если обращение произносится с возвышенной интонацией, то после него ставим восклицательный знак: Люблю тебя, родная школа!

Кинул — бросил, швырнул.

279. Журчит, звенит, гремит.

(кто?) Скворец перезванивает (как?) переливами, (что?) поток бормочет (как?) глухо, (что?) ручеёк бубенчиками ра́зливается, (что?) вода булькает.

280. Благодать — блаженство, радость, веселье.

Рисунок соответствует второму и третьему абзацам текста.

281. Болбочут, бормочут, бубенчиками разливаются. Слёзы лить, булькать. Закатилось, спряталось. Остыл, заледенел, замёрзла. Весной синицы от радости бубенчиками разливаются. Как только пригрело солнышко, ручей оживился и стал громко булькать. Солнце спряталось за облачко. Сосулька в тени дома быстро замёрзла.      

Старый Камень хвалился, что он весну делает, потому что от его горячих боков таял снег и к нему прилетали греться бабочки. Ручей назвал Камень хвастуном, ведь был уверен, что весну делает именно он, когда растапливает снег. Сосулька возмущённо кричала, что весна приходит, когда она начинает таять. Как только закатилось, спряталось Солнышко, все замолчали, потому что сразу остыли и замёрзли.

282. Ватага — стайка, компания. Весёлый — задорный, радостный. Радуется — веселится, торжествует.

284. (какой?) Трудолюбивый — ленивый, (где?) там — здесь, (что?) зло — добро, (что?) счастье — несчастье, (какой?) тяжёлый — лёгкий, (какой?) белый — чёрный, (как?) меньше — больше, (как?) хуже — лучше.

285. На субботник я надел свой старый свитер. У меня появился новый друг. На подоконнике лежал толстый кот.

286.1. Прохлада. 2. Тишина.

287. 1. Большой — мал. 2. Родная — чужая, мать — мачеха. 3. Кривые — прямой. 4. Полный — пустой, к земле — к небу, клонится — тянется.

Старый друг лучше новых двух. Ранняя птичка росу пьёт, а поздняя — слёзы льет. Меньше, говори — больше делай. Слова — серебро, а молчание — золото.

288. Разрешать — запрещать, говорить — молчать, возражать — соглашаться, радовать — огорчать.

В русском языке, как и в украинском, встречаются антонимы — слова, которые имеют противоположные значения. Например: белый — чёрный, зима лето.

289. Только конь сказал, что низко, а мышонок — высоко. Воробей сказал, что близко, а улитка — далеко. — Что вы! — шепчет червячок, — Сладкий у него бочок.

Птицы — воробей, цыплёнок; домашние животные — конь, телёнок, котёнок; вне групп — мышонок, улитка, червячок.

290. ...Стихи, рассказы, сказки, повестизагадки. Такие группы слов называются тематическими, потому что они объединены одной темой. Читать, просматривать, перелистывать, печатать, изучать, знакомиться, заучивать наизусть, рисовать иллюстрации. Новая, тонкая, большая, яркая, интересная, толстая, огромная, небольша́я, увлекательная, захватывающая.

291. Яркий, солнечный, погожий, тёплый, весенний. Густой, тёмный, зелёный, таинственный. Широкие, бескрайние, необъятные. Огромное, голубое, ясное, бездонное. Далёкие, темнеющие, высокие.                                     

1. Кто? — птицы, скворцы, ласточки, журавли, аисты. Что? — солнышко, небо, облака, тепло, ручьи, реки. Какой? (какая? какие?) — тёплый, погожий, весенняя, солнечные, журчащие, чистые, быстрые, весёлые. Как? — тепло, весело, радостно, быстро, ясно. Что делать? — журчать, бежать, щебетать, прилетать, возвращаться, таять, радоваться, цвести.

2. Кто? — люди, хлеборобы, трактористы, агрономы. Что? — поле, трактор, земля, тепло, зерно, труд. Какой? (какая? какие?) — упорный, трудолюбивые, весенняя, рыхлая, важный. Как? — весело, радостно, быстро, дружно, неутомимо. Что делать? — сеять, пахать, работать, спешить, трудиться.

293. Житомир — леса, поля, памятники, церкви, школы; небольшой, красивый, спокойный, тихий; чувствовать, нравиться, затеряться, посетить, Одесса — корабли, порт, бульвары, рынок, улицы; огромные, зелёные, морской, неширокие, свежий; увидеть, прогуляться, отправиться, побывать. Мукачево — горы, край, одежда, говор, природа, блюда; далёкие, красивый, национальная, украинский; попробовать, подняться, увидеть, разговаривать, кататься, сфотографировать.

Объяснение

Тематические группы слов — это слова, объединённые общей темой. Такие группы нужны для того, чтобы составить более полное высказывание о чём-то. Слова в них отвечают на вопросы: кто? что? какой? (какая? какие?) как? что делать?

294. Харьков — старинный, огромный, многонациональный, шумный; город, промышленность, наука, университеты, архитектура, музеи; исследовать, побывать, увидеть, учиться, гордиться; восхищение, гордость, радость, удовольствие. Мой родной город — Харьков. Это очень Старинный город, огромный и многонациональный. Нашу промышленность знают во всём мире. Множество студентов приезжает учиться в харьковских университетах. И со временем делает свой вклад в науку. Гости с удовольствием посещают местные музеи, изучают архитектуру. Я всегда ощущаю гордость и радость, когда слышу, что Харьков — один из лучших городов Украины.

299. Школьники с интересом изучают русский язык —школьники (что делают?) изучают, изучают (что?) язык, язык (какой?) русский, изучают (как?) с интересом.

301. Встать с девой ноги - быть в плохом настроении; не спускать глаз внимательно наблюдать; бежать со всех ног — очень быстро, стремительно; как свои пять пальцев — точно знать; сидеть сложа руки ничего не делать; браться за ум — стать серьезнее, поумнеть.



Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити