Розв’язання вправ та завдань до підручника «РОСІЙСЬКА МОВА» 8 клас Н. Ф. Баландіної - 2017 рік

Простое осложненное предложение

§ 38, 39. Обобщающие слова при однородных членах предложения

Объяснение

После обобщающего слова перед однородными членами предложения ставится двоеточие: В глубине леса отражались и замирали звуки: крики птиц, шелест листьев, стрекотание кузнечиков.

Если после обобщающего слова стоят слова как то, а именно, например и т. п., то перед ними ставится запятая, а после них двоеточие: Добрые люди понимали жизнь как бездействие, нарушаемое разными неприятными случайностями, как то: болезнями, убытками, ссорами и прочим трудом.

Если перед однородными членами предложения обобщающее слово пропущено, двоеточие все равно ставится, если надо предупредить читателя, что дальше следует перечень: Тут были: Павел, чухонец, штабс-капитан Ярошевич, фельдфебель Максименко, красная фуражка, дама с белыми зубами.

После однородных членов предложения перед обобщающим словом ставится тире: Лютики, ромашки, нарциссы — самые разнообразные цветы были здесь.

Если однородные члены предложения, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают предложения, то после них ставится тире: Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой — живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо.

Двоеточие перед однородными членами и тире после них сохраняются и в тех случаях, когда обобщающее слово употребляется дважды — перед перечислением и после него: Мне было охота почитать про все: и про травы, и про моря, и про солнце и звезды, и про великих людей, и про революцию — про все то, что люди хорошо знают, я еще не знаю.

252. Филология, история, археология, геология — различные научные дисциплины изучаются в университете. Вирусолог, океанолог, микробиолог, биофизик, генетик — разнообразную специализацию можно выбрать на третьем курсе биологического факультета. Математические термины: биссектриса, медиана, уравнение, теорема, аксиома — мы повторили сегодня на уроке. Для химических опытов нам понадобилось немногочисленное оборудование: пробирка, горелка, колба.

253. Снег лежал везде: на деревьях, дорожках сада, беседках.

Снег лежал на тротуарах, подъездных аллеях, дорогах — везде.

255. 1. Плохо, когда у человека все серо: и душа, и мысли, и взгляд. 2. В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. 3. Знания, умения, настойчивый труд, горячее желание добиться намеченной (причастие) цели — все вместе взятое приносит желанную (причастие) победу.

256. Общение с окружающим миром: природой, искусством, живыми людьми — обогащает и облагораживает человека. Общение необходимо всем: и молодым, и пожилым, и детям. Без контактов, встреч и впечатлений — без всего этого невозможно не только ощущать радость, но и существовать вообще.

257. Б. Во мне проснулся художник, заглушивший все: еще не дописанные работы, участие в выставке, домашние хлопоты. За окном — стандартные домики, а за ними то, что тревожит душу: осенние поля, полоска леса на горизонте и затянутое облаками небо... Все в этом портрете написано М. Нестеровым с истинным вдохновением: и сам старик, и его поза и даже пейзаж за окном. И. Павлов предстает перед нами сильным человеком: страстным, динамичным, непреклонным. В них его выдающиеся качества: воля, убежденность, боевой задор.

258. 1 — Г; 2 — А; 3 — В.

259. А. 1. Музыка может выразить нежность, раздражение, тревогу, покой, радость, печаль — все оттенки человеческих чувств.

2. И кочи, и моховые болота, и пни — все хорошо под сиянием лунным.

3. Все в тающей дымке: холмы, перелески.

4. Потом бабушка предложила моей матери выбрать для своего помещения одну из двух комнат: или залу, или гостиную.

5. Тут Соловей являть свое искусство стал: защелкал, засвистал на тысячу ладов, тянул, переливался...





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити