Розв’язання вправ та завдань до підручника «РОСІЙСЬКА МОВА» 8 клас Н. Ф. Баландіної - 2017 рік

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание

§ 3, 4. Словосочетание как единица синтаксиса

Объяснение

Словосочетание - синтаксическая конструкция, как правило, состоящая из двух или, реже, более лексических единиц (два слова, слово и фразеологизм и т. д.), одно из которых главное, другое — зависимое.

По главному слову словосочетания могут быть именными (главное слово выражено именем существительным, числительным, прилагательным), глагольным (глаголом или особыми формами глагола) или наречным (наречием).

Например. Гулять по саду, сидя у окна (глагольные); золотая вязь, три друга, очень быстрый (именные); еще вчера, чересчур громко (наречные). В отличие от предложения словосочетание не выражает законченную мысль, не завершено интонационно.

Словосочетанием не является грамматическая основа (мальчик пишет), слово с предлогом (около дома, благодаря другу), однородные члены предложения (синий и красный), форма повелительного наклонения глагола, будущего времени (давай иди, пусть ищет; буду читать).

11. Встречайте завтра, выезжаю поездом 20, вагон 7.

Встречайте, выезжаю завтра поездом 20, вагон 7.

Объяснение

Паронимы — слова, схожие по звучанию и близкие по произношению, но совершенно различные по лексическому значению (эскаватор — эскалатор, невежа — невежда, одеть — надеть, читальный — читательский).

13. А. Плита из бетона — бетонная плита, посуда из олова — оловянная посуда, человек дела — дельный человек, неопределенность в ответе — неопределенный ответ, человек слова — держащий слово человек, сад при школе — пришкольный сад.

Б. Калитка из железа, костюм изо льна, медвежья услуга (фразеологизм, нельзя изменить словосочетание без изменения смысла), крышка из пластмассы, куртка из кожи, ваза из стекла.

Объяснение

В словосочетании существует три вида связи:

согласование (зависимое слово сочетается во всех грамматических категориях с главным, обычно это прилагательное, причастие, порядковое числительное или местоимение ссуществительным, например: зеленая трава, улыбающийся мальчик, первый ученик, каждый человек);

управление (главное слово требует определенной грамматической формы от зависимого, обычно это глагол с существительным, два существительных, количественное числительное с существительным и т. д., например: читать книгу, дом из бетона, три человека);

примыкание (связь между словами только по смыслу, обычно это глагол или другая часть речи с наречием, например: высоко взлететь, очень долго).

14. Благодарить родителей (Вин. п.), обратиться по адресу (Дат. п.), пользоваться случаем (Тв. п.), думать о деле (Пр. п.), опаздывать к началу (Дат. п.) занятий, затрагивать (Вин. п.) сложный вопрос, выйти из школы (Род. п.).

15. Уживчивый характер, видный человек, черты лица, приятное знакомство, смертельная скука, любитель музыки;

жить в селе, примкнуть к своим, улыбался заманчиво, услышать от всякого; далеко от берега.

У моего брата уживчивый характер. Это было очень приятное знакомство! Работать без толку — смертельная скука.

16. 1 — Г; 2 — Б; 3 — В; 4 — Б; 5 — Б.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити