Розв’язання вправ та завдань до підручника «РОСІЙСЬКА МОВА» 8 клас Н. Ф. Баландіної, О. Ю. Крюченкової (4-й рік навчання) - 2017 рік

Синтаксис. Пунктуация. Стилистика

§ 52-54. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

Объяснение

Вид СПП

Вопрос к придаточной части

Союз, союзное слово

Пример

Времени

когда? с (до) каких пор? как долго?

когда, где, откуда, как только, с тех пор как, до тех пор как, в то время как

Когда роешься в книгах, время течёт незаметно.

Места

где? куда? откуда?

где, куда, откуда

Смелый там найдёт, где робкий потеряет.

Степени и образа действия

как? до какой степени? насколько?

как, так; так, что; так, чтобы; так, как

И маленькое дело делай так, как делаешь большое.

Условия

при каком условии?

если, ежели, коль, когда, кабы, как, как скоро

От глаз мало пользы, если ум слеп.

Причины

почему? по какой причине? отчего?

потому что, так как

Я преклоняюсь перед правилами, потому что люблю порядок.

Следствия

что из этого следует?

так что, вследствие того что

Снег становился белее и ярче, так что ломило глаза.

Уступки

несмотря на что? вопреки чему?

хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть, пускай, сколько ни, как ни

Как ни долга ночь, день придёт.

Цели

с какой целью? для чего?

чтоб; для того... чтобы; с тем чтобы, затем чтобы

Чтобы не сбиться с пути, надо тщательно изучить карту.

Сравнительные

как?

как, будто, словно, как будто, точно, (тем) ... чем

Чай впитывает запахи, как промокашка чернила

Присоединительные

что, отчего, зачем, почему

Он всё время сидел и курил, что тянулось до самого вечера.

349. Я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам Бог любимой быть другим (обет, степени и обр. действия). Память потому ещё жива, что её подкармливают знанием (обет, причины). Все смотрели вперёд, где разворачивалась стройка (обет, места). Место, куда мы отправились, было поистине великолепным (определит.). Пока я отдыхал, друзья заканчивали подготовку к походу (обет, времени). Голова его низко опустилась, будто тяжесть легла на неё (обет, сравн.).

351. Б. Где бы я ни искал нужные мне сведения, нигде их не находил. Как ни просил рассказать о его поездке в Херсон, он всё отказывался. Сколько ни проверял работу, но ошибок не нашёл. Где бы он ни побывал, никогда не забывал о родине.

352. Когда шёл дождь, мы не смогли выйти на прогулку. Как только раздаётся звонок, мы бросаемся к двери. Когда я приезжал на вокзал, сразу же звонил домой. Когда ему было четырнадцать лет, он начал (закончил, уже изучал) изучать английский.

353. А. Я так возмущён твоим поведением, что не могу говорить спокойно. У меня так мало денег, что я не могу купить этот блокнот. Фильм так интересен, что его смотрят несколько раз.

Б. Я опоздал потому, что меня не разбудили. Мы с трудом различали дорогу из-за того, что вдруг стало темно. Школьник успешно ответил на уроке благодаря тому, что весь вечер занимался.

355. Этот день казался очень длинным потому, что мы встали рано. Человек и зверь всё заметней сближались, потому что проявляла себя сила добра человека. Он отличался близорукостью, так что даже носил стёкла по заказу. Мне грустно оттого, что знаю эту радость лишь один я. Начался буран, так что рейс отменили. Сестра с тех пор, как мы не виделись, заметно похорошела. Она поступила так, как ей велело сердце.

356. 1 — Б; 2 — А; 3 — В.

Объяснение

Прямая речь — слова, перенесённые в текст без изменений. Прямая речь заключается на письме в кавычки.

Знаки препинания при прямой речи соответствуют схемам:

А: «П.!?» Хозяйка часто обращалась к нему со словами: «Вы очень мало взяли».

А: «П», — а. Она сказала: «Нынче в университете мало занимаются науками», — и подозвала свою собачку...

«П!?,» — а. «Дедушку знаешь, мамаша?» — матери сын говорит.

«П, — а. — П.!?» «...Обожди, — сказал он угрюмо. — Давай сюда письмо».

«П, — а, — п.!?» «Позвольте, — заметил один скептик, — не от лимонов ли этот ящик?»

«П!? — а. — П.!?» «Вот он, край света! — воскликнул Мохов. — Здорово!»

Если в словах автора есть два глагола, один из которых относится к первой части прямой речи, а второй — ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире: «Идём, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь?»





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити