РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

I СЕМЕСТР

 

УРОКИ 13-14

Тема. Аудирование. Сказка «Колобок». Понимание фактического содержания текста (кто, что, где, когда, как). Картины, возникающие в воображении при слушании. Участники диалога. Правила поведения в диалоге (слушать собеседника, выявлять интерес к его словам, давать высказываться собеседнику, говорить понятно, не повышать голос, употреблять формулы вежливости). Воспроизведение прослушанных диалогов

 

Цель: ознакомить учащихся с русской народной сказкой «Колобок», совершенствовать навыки составления предложений по рисункам, работы с текстом, ведение диалога; расширять словарный запас учащихся; воспитывать интерес к чтению, изучению русского языка.

Оборудование: силуэтные картинки с изображением героев сказки; иллюстрации к сказке «Колобок»; приложения с творческими заданиями.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

Учитель

Я — весёлый Колобок,

Я — ребяток всех дружок.

По тропинке я катился,

В классе вашем появился.

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Учитель. Что значит «народная сказка»?

 

III. Сообщение темы и задач урока

Учитель. Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Колобок».

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Работа с загадками

Учитель. Попробуйте угадать главных героев сказки.

• За деревьями, кустами

Промелькнуло, будто пламя.

Промелькнуло, пробежало.

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

 

• Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

 

• Бабка испекла для деда —

Дед остался без обеда:

В лес мальчишка убежал,

На носок Лисе попал. (Колобок)

 

• Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, грызёт морковку. (Заяц)

 

• Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

— Внимательно рассмотрите героев сказки (на доске — силуэтные картинки).

2. Работа со сказкой

1) Словарная работа

Амбар — сооружение для хранения зерна, муки и других припасов.

Сусеки — отгороженное место в амбаре. Представляют собой неподвижную коробку для хранения зерна.

Стужён — охлаждён.

2) Чтение учителем отрывков из сказки «Колобок» с элементами беседы

— Как появился Колобок?

— Что старуха положила остудить на окошко?

— Почему Колобок ушёл от старика и старухи?

— Кого встретил Колобок на своём пути?

— Что он рассказал о себе в песенке?

Я — Колобок, Колобок!

По амбару метён,

По сусекам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

От тебя, Заяц, не хитро уйти!

— Кого ещё встретил Колобок?

— Что говорили Колобку Волк, а потом — Медведь?

— Какую песенку он им пел?

3) Чтение учителем заключительной части сказки с элементами беседы

— Смог ли Колобок уйти от Лисы?

— Как Лиса обманула Колобка?

— Посчитайте, сколько раз Колобок поёт в сказке свою песенку? (4)

— Назовите русские народные сказки, в которых встречаются те же герои. («Лисичка-сестричка и Волк», «Лиса, заяц и петух», «Кот, петух и лиса», «Репка», «Теремок»)

— Как вы думаете, почему только Лисе удалось съесть Колобка? (Потому что Лиса обхитрила его.)

— Какая Лиса? (Хитрая, лукавая, коварная)

— А какой Колобок? (Смелый, но глупый и доверчивый)

 

V. Закрепление и осмысление изученного материала

1. Воспроизведение диалогов из сказки учащимися

Комментарий: учитель обращает внимание детей на правильное интонирование реплик диалогов, объясняет правила поведения участников диалогов.

2. Выполнение творческого задания

 

 

— Проверьте, удалось ли Лисичке поймать Колобка.

 

VI. Итог урока

— С какой сказкой мы познакомились сегодня?

— Назовите героев сказки.

— Чем закончилась сказка?

— Чему она учит?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити