РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

I СЕМЕСТР

 

УРОК 15

Тема. Природа. Времена года (осень). Разучивание стихотворения об осени со слов учителя. Картины, возникающие в воображении при слушании. Признаки хорошего высказывания (громкость, темп речи)

 

Цель: ознакомить учащихся с названиями времён года и осенних месяцев; разучить стихотворение об осени со слов учителя; развивать воображение, образное мышление, связную речь; воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, родной земле.

Оборудование: репродукции картин об осени известных художников, аудиозапись П. Чайковского «Времена года», приложения с творческими заданиями.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Сообщение темы и задач урока

— Отгадайте загадку — и вы узнаете тему сегодняшнего урока.

На первую ступеньку

Встал парень молодой,

К двенадцатой ступеньке

Пришёл старик седой. (Год)

— Что это за ступеньки? (Месяцы)

— Вы уже догадались, что сегодня мы поговорим о временах года.

 

III. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Беседа

— Сколько времён года вы знаете? (4)

— Назовите их.

— Сколько месяцев в каждом времени года? (3)

— Сколько дней может быть в месяце?

2. разучивание стихотворения о временах года со слов учителя

Весна красна цветами,

Лето — солнцем и грибами,

Осень — рожью и снопами,

Зима — белыми снегами.

3. Беседа

— Какое сейчас время года? (Осень)

— Чем богата осень?

— Какие приметы осени вы знаете?

4. Демонстрация репродукций картин

Звучит «Осенняя песнь» из альбома П. Чайковского «Времена года»

— Посмотрите, пожалуйста, на картины известных художников. Какое время года на них изображено?

— По каким признакам вы поняли, что на картинах изображена осень?

5. Декламирование стихотворений об осени учителем с элементами беседы

Что за чудо,

Что за диво!

Осень лес позолотила.

Золотистый клён стоит.

Золотой ковёр шуршит.

Под ногами позолота.

Солнца лучик золотой,

Ты украсил лес густой?

Золотистые рябинки,

И березы, и осинки,

Липки, ясени и дуб —

Позолота там и тут.

— Какую краску выбрал поэт для этого стихотворения?

— Какое построение у этого стихотворения?

— Послушайте стихотворение А. К. Толстого и подумайте, какие краски подойдут к этой картине?

Осень. Осыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

— Какие краски вы возьмёте для этого стихотворения?

— Какое настроение у этого стихотворения?

— Послушайте, как описывает осень А. С. Пушкин.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса...

— Какое настроение у этого стихотворения?

— Так описал осень Ф. И. Тютчев.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит, как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

— А так — Н. А. Некрасов.

Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели.

— Какие краски надо взять, чтобы нарисовать осень?

6. Заучивание названий осенних месяцев Учитель. Назовите осенние месяцы.

Подсказка:

Вересень — сентябрь.

Жовтень — октябрь.

Листопад — ноябрь.

7. Физкультминутка (по выбору учителя)

 

IV. Закрепление и осмысление нового материала

1. Разучивание стихотворений об осени (по выбору)

2. Творческая работа

— Разукрасьте осеннюю картину: пронумеруйте последовательность времён года, начиная с Нового года.

 

 

V. Итог урока

— О каком времени года мы сегодня говорили?

— Какого цвета осень?

— Назовите приметы осени.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити