РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

I СЕМЕСТР

 

УРОК 16

Тема. Осень. Предложения, в которых о чём-то рассказывают. Интонация законченного предложения. Составление предложений по рисунку

 

Цель: учить учащихся составлять предложения; развивать внимание, познавательную активность, смекалку, речь; обогащать словарный запас; воспитывать интерес к изучению русского языка, любовь к природе.

Оборудование: сюжетные картинки «Огород», «Сад», предметные картинки с изображением овощей и фруктов, репродукции картин с изображением осени.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Учитель

Золотые тихие рощи и сады,

Нивы урожайные, спелые плоды.

И не видно радуги, и не слышен гром.

Спать ложится солнышко

Раньше с каждым днём...

— Когда это бывает? (Осенью)

 

III. Сообщение темы и задач урока

Учитель. Сегодня на уроке мы увидим, какие дары нам приносит волшебница- осень.

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Работа с чистоговоркой

Са-са-са — в лесу бегает ли...

Су-су-су — было холодно в ле...

Ос-ос-ос — на поляне много...

Овь-овь-овь — у нас выросла мор...

Як-як-як — а у нас вырос бур...

Уз-уз-уз — а у нас — красный арб...

Ок-ок-ок — к солнцу тянется чесн...

2. Работа с загадками

• Пышный хвост схватил я ловко,

Потянул — и вот... (морковка).

 

• Я твержу сестре Лариске:

Нет окрошки без... (редиски).

 

• Сильно плачут все вокруг,

Если мама чистит... (лук).

 

• Не чихал чтоб мой сынок,

В суп кладу ему... (чеснок).

 

• Все друзья зовут Антошку

Им помочь копать... (картошку).

 

• Юбки свои покрахмалив до хруста,

Гордо расселась на грядке... (капуста).

 

• Прекращайте все споры-раздоры!

Сок томатный дают... (помидоры).

 

• Весь в пупырышках малец —

Изумрудный... (огурец).

3. Беседа

— Что общего у всех названий? (Это овощи.)

— Какие овощи собирают летом, а какие — осенью?

— Что вы составляли, отвечая на мои вопросы? (Предложения)

— Что такое предложение?

4. Работа с рисунками «овощи, фрукты» и слоговыми схемами

image7 - слива, груша, тыква, вишня, свёкла

image8 - картофель, помидор, яблоко, капуста, виноград, огурец

5. Составление предложений по картинке

Учитель задает вопросы.

— Чем занимаются ребята? (Ребята собирают в саду урожай.)

— Какие фрукты они собирают? (Ребята собирают яблоки и груши.)

— Какие яблоки и груши собирают ребята? (Ребята собирают красные, жёлтые, спелые фрукты.)

6. Интонирование составленных предложений

 

V. Осмысление изученного материала

Работа со стихотворением-шуткой «Про овощи»

Жил один садовод,

Он развёл огород,

Приготовил старательно грядки.

Он принёс чемодан,

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена —

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал,

На ночь их укрывал

И берег от холодной погоды.

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

— Никогда и нигде

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали.

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках засеянных густо

Огурбузы росли,

Помирдыни росли,

Редисвёкла, часлук и репуста...

— Почему знакомые садовода удивились?

 

VI. Итог урока

— Назовите знакомые вам фрукты и овощи.

— Какие из них вы любите?

— Чему вы учились на уроке?

— Что такое предложение?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити