РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

I СЕМЕСТР

 

УРОК 17

Тема. Семья. Предложения, в которых о чём-то просят, приказывают или предлагают. Интонация законченного предложения

 

Цель: обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление и монологическую речь учащихся; воспитывать культуру устной и письменной речи, интерес к изучению русского языка.

Оборудование: плакат с ребусом 7Я (семья), сюжетная картинка «Семья».

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

— О каком времени года мы с вами говорили на прошлом уроке?

• Редко видим в небе просинь.

Тучи, дождь — ведь это... (осень).

 

• Открывают детворе

Двери школы в... (сентябре).

 

• Лист последний на заре

Сбросил лес наш в... (октябре).

 

• Утром лужи во дворе

Льдом покрыты в... (ноябре).

— Что нам дарит волшебница-осень?

— Вспомните загадки про овощи и фрукты.

 

III. Сообщение темы и задач урока

Вывешивается плакат с ребусом 7Я.

Учитель. Разгадайте ребус и узнайте тему нашего сегодняшнего урока.

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Беседа

— Что такое семья? (Семья — группа живущих вместе родственников.)

— Сколько человек в вашей семье? Назовите их.

2. Работа с загадками-складанками

• Вот семейный наш портрет,

Самый старший, в центре,— ... (дед).

 

• Вкусные оладушки

Мы едим у... (бабушки).

 

• Хоть шалит частенько Юля,

Всё прощает ей... (бабуля).

 

• Нас воспитывать любители

Называются... (родители).

 

• Если я надену шляпу,

Буду я похож на... (папу).

 

• Заявляем твёрдо, прямо:

Лучше всех на свете — ... (мама).

 

• Кушай мамин ты блинок,

Подрастай скорей,... (сынок).

 

• Поцелует мама в щёчку

На ночь маленькую... (дочку).

 

• Из фланелевых пелёнок

Ручки вытащил... (ребёнок).

 

• Рыболовный курс наук

Изучает с дедом... (внук).

 

• Утром бабушка за ручку

В первый класс приводит... (внучку).

 

• Мне решить задачку рад

Мой спаситель — старший... (брат).

 

• Тише пойте в небе птички!

Не мешайте спать... (сестричке).

 

• Одинаковы с лица

Оба брата-... (близнеца).

 

• Узнаю его не глядя,

Ведь любимый он, мой... (дядя).

 

• Вы стишок всегда прочтёте

За конфетку вашей... (тёте).

 

• Дядя Витя дал мне пряник,

Ведь любимый я... (племянник).

 

• Шум и гам четыре дня —

Вся гостит у нас... (родня).

— Назовите все новые слова, которые вы узнали.

3. Беседа по сюжетной картинке

— Кто изображён на рисунке?

— Можете ли вы сказать, дружная это семья или нет? Как вы догадались?

— Что вы составили, описывая картинку? (Предложения)

— Что такое предложение? Из чего оно состоит? Что выражает?

4. Развитие речи. Составление побудительных предложений (без употребления терминов)

Учитель. Составьте, пожалуйста, предложение-просьбу или предложение-приказ. Не забудьте про вежливые слова.

Пример:

— Внученька, пожалуйста, подай мне спицы.

Учащиеся составляют предложения.

Комментарий: учитель обращает внимание на интонирование предложений.

 

V. Закрепление и осмысление изученного материала

1. Составление диалога (работа в паре)

Например:

— Доченька, подай, пожалуйста, ножницы.

— Какие?

— Самые маленькие.

— Пожалуйста, мама.

— Большое спасибо, дочурка.

2. Разучивание учащимися стихотворения со слов учителя

Бабушка, папа, мама и я —

Наша дружная семья.

Мы друг друга уважаем,

Мы друг другу помогаем.

З. Александрова

 

VI. Итог урока

— Назовите тему нашего сегодняшнего урока.

— Что такое семья?

— Какие новые слова вы выучили?

— Какие предложения составляли?

— Расскажите о своей семье.

— Нарисуйте свою семью.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити