РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)
I СЕМЕСТР
УРОК 18
Тема. Понимание содержания, восприятие на слух предложений (1-5 слов), различных по цели высказывания и интонации. Графическое моделирование предложений из 1-5 слов
Цель: учить учащихся воспринимать на слух предложения (из 1-5 слов); различая их по цели высказывания и интонации; развивать умение графически моделировать предложения из 1-5 слов; умение логически мыслить, правильно выделяя ключевые слова в предложении; развивать фонематический слух; способствовать социальной адаптации учащихся посредством формирования и закрепления у них коммуникативных навыков; формировать позитивную самооценку; воспитывать доверительные отношения в семье.
Оборудование: иллюстрации к сказкам «Колобок», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Морозко».
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
Учитель. Вчера вы познакомились с предложениями, в которых о чем-то просят, приказывают или предлагают. Послушайте отрывок из уже известной вам сказки «Колобок» и определите предложения, в котором о чем-то просят, приказывают и предлагают.
Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребёшь ли муки на колобок.
Учащиеся определяют побудительное предложение.
Учитель. А вот следующий отрывок.
Говорит старику старуха:
— Воротись! Поклонись золотой рыбке! Не хочу быть крепостною крестьянкой, хочу быть столбовой дворянкой!
— Из какой сказки этот отрывок? («Сказка о рыбаке и рыбке»)
«Вы, козлятушки, вы, ребятушки, отопритеся, отворитеся! Ваша мама пришла, молока принесла».
— А это из какой сказки? («Волк и семеро козлят»)
После ответов учащихся учитель вывешивает на доске иллюстрацию к данной сказке.
III. Мотивация учебной деятельности
— Много сказок вы знаете, молодцы! И научились определять предложения, в которых о чем-то просят, приказывают или предлагают.
Но есть ещё и другие предложения — например, те, в которых о чём-то спрашивают или о чем-то рассказывают.
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство с вопросительными предложениями (без использования термина)
✵ Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
— Это предложения, в которых о чём-то спрашивают.
— Из какой сказки взяты эти предложения? («Теремок»)
Учитель вывешивает иллюстрацию к сказке на доску.
✵ «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» («Морозко»)
✵ «Кто спал на моей кроватке и помял её?» («Три медведя»)
— Предложения, в которых о чём-то спрашивается, произносятся с особой интонацией и понижением голоса.
2. Анализ повествовательных предложений
Учитель. Послушайте следующие предложения. Из какой они сказки?
✵ Дед бил-бил, не разбил.
Баба била-била, не разбила. («Курочка Ряба»)
✵ Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. («Репка»)
Комментарий: учащиеся определяют, что в этих предложениях о чём-то рассказывается, повествуется. Учитель обращает внимание на правильное интонирование предложений.
— Итак, вы узнали, что по цели высказывания есть предложения, в которых о чём-то рассказывается (повествуется), есть предложения, в которых о чём-то спрашивается, а есть предложения, в которых о чём-то просят, приказывают или предлагают.
3. Физкультминутка (по выбору учителя)
4. Графическое моделирование предложений из одного, двух, трёх слов Учитель. Послушайте, пожалуйста, предложение и определите, сколько в нём слов.
1) Вечереет. (Одно слово.)
— Давайте составим схему этого предложения. Каждое слово в предложении мы будем обозначать горизонтальной чёрточкой , начало предложения — вертикальной.
— Какое это предложение по цели высказывания? (В котором о чём-то рассказывается.)
— В конце таких предложений ставят точку (.). И мы поставим точку в конце схемы:
— Итак, получилась схема предложения, состоящего из одного слова.
Заранее приготовленные карточки-схемы прикрепляются учителем на доску.
2) Настали морозы. (Два слова.)
Комментарий: учащиеся составляют схемы у доски и определяют тип предложений по цели высказывания.
Аналогично проводится работа над предложениями из 3-5 слов.
3) Ребята идут гулять.
4) Мама купила красивую куклу.
5) Дети слепили снеговика из снега.
— Все ли слова в этом предложении одинаково длинные? (Нет. Есть короткое слово «из».) Это слово-«связка». Его и другие короткие слова-«связки» в схеме обозначают маленькой горизонтальной чёрточкой.
V. Итог урока
— Чему научились на уроке?
— Какое задание показалось самым интересным?
— Какие модели составляли?
— Какие предложения из сказок анализировали?