РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

I СЕМЕСТР

 

УРОК 18

Тема. Понимание содержания, восприятие на слух предложений (1-5 слов), различных по цели высказывания и интонации. Графическое моделирование предложений из 1-5 слов

 

Цель: учить учащихся воспринимать на слух предложения (из 1-5 слов); различая их по цели высказывания и интонации; развивать умение графически моделировать предложения из 1-5 слов; умение логически мыслить, правильно выделяя ключевые слова в предложении; развивать фонематический слух; способствовать социальной адаптации учащихся посредством формирования и закрепления у них коммуникативных навыков; формировать позитивную самооценку; воспитывать доверительные отношения в семье.

Оборудование: иллюстрации к сказкам «Колобок», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Морозко».

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Учитель. Вчера вы познакомились с предложениями, в которых о чем-то просят, приказывают или предлагают. Послушайте отрывок из уже известной вам сказки «Колобок» и определите предложения, в котором о чем-то просят, приказывают и предлагают.

Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе:

— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребёшь ли муки на колобок.

Учащиеся определяют побудительное предложение.

Учитель. А вот следующий отрывок.

Говорит старику старуха:

— Воротись! Поклонись золотой рыбке! Не хочу быть крепостною крестьянкой, хочу быть столбовой дворянкой!

— Из какой сказки этот отрывок? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

«Вы, козлятушки, вы, ребятушки, отопритеся, отворитеся! Ваша мама пришла, молока принесла».

— А это из какой сказки? («Волк и семеро козлят»)

После ответов учащихся учитель вывешивает на доске иллюстрацию к данной сказке.

 

III. Мотивация учебной деятельности

— Много сказок вы знаете, молодцы! И научились определять предложения, в которых о чем-то просят, приказывают или предлагают.

Но есть ещё и другие предложения — например, те, в которых о чём-то спрашивают или о чем-то рассказывают.

 

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство с вопросительными предложениями (без использования термина)

• Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

— Это предложения, в которых о чём-то спрашивают.

— Из какой сказки взяты эти предложения? («Теремок»)

Учитель вывешивает иллюстрацию к сказке на доску.

• «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» («Морозко»)

• «Кто спал на моей кроватке и помял её?» («Три медведя»)

— Предложения, в которых о чём-то спрашивается, произносятся с особой интонацией и понижением голоса.

2. Анализ повествовательных предложений

Учитель. Послушайте следующие предложения. Из какой они сказки?

• Дед бил-бил, не разбил.

Баба била-била, не разбила. («Курочка Ряба»)

 

• Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. («Репка»)

Комментарий: учащиеся определяют, что в этих предложениях о чём-то рассказывается, повествуется. Учитель обращает внимание на правильное интонирование предложений.

— Итак, вы узнали, что по цели высказывания есть предложения, в которых о чём-то рассказывается (повествуется), есть предложения, в которых о чём-то спрашивается, а есть предложения, в которых о чём-то просят, приказывают или предлагают.

3. Физкультминутка (по выбору учителя)

4. Графическое моделирование предложений из одного, двух, трёх слов Учитель. Послушайте, пожалуйста, предложение и определите, сколько в нём слов.

1) Вечереет. (Одно слово.)

— Давайте составим схему этого предложения. Каждое слово в предложении мы будем обозначать горизонтальной чёрточкой , начало предложения — вертикальной.

— Какое это предложение по цели высказывания? (В котором о чём-то рассказывается.)

— В конце таких предложений ставят точку (.). И мы поставим точку в конце схемы:        

— Итак, получилась схема предложения, состоящего из одного слова.

Заранее приготовленные карточки-схемы прикрепляются учителем на доску.

2) Настали морозы. (Два слова.)

Комментарий: учащиеся составляют схемы у доски и определяют тип предложений по цели высказывания.

image9

Аналогично проводится работа над предложениями из 3-5 слов.

3) Ребята идут гулять.

4) Мама купила красивую куклу.

image11

5) Дети слепили снеговика из снега.

image12

— Все ли слова в этом предложении одинаково длинные? (Нет. Есть короткое слово «из».) Это слово-«связка». Его и другие короткие слова-«связки» в схеме обозначают маленькой горизонтальной чёрточкой.

 

V. Итог урока

— Чему научились на уроке?

— Какое задание показалось самым интересным?

— Какие модели составляли?

— Какие предложения из сказок анализировали?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити