РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

I СЕМЕСТР

 

УРОК 21

Тема. Признаки хорошего высказывания (содержательность, соответствующая громкость). Составление предложений из данных слов, по рисунку

 

Цель: учить учащихся правильно составлять высказывания и произносить их, составлять предложения из данных слов по рисунку; развивать умение составлять предложения на данную тему, использовать словарный запас в составлении высказываний, развивать образное и художественное мышление; воспитывать культуру поведения, прививать правила хорошего тона, правила этикета.

Оборудование: рисунки для составления предложений по данной ситуации.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Беседа

Учитель. Речь может нас развеселить и опечалить, может заставить мечтать и размышлять. Она делает нас добрее, умнее, смелее. Речь вводит нас в мир прекрасного русского слова.

Вы, наверное, заметили, что в разных случаях люди говорят по-разному: весело или грустно, громко или тихо, быстро или медленно?

— Скажите: когда следует говорить тише, когда — громче, рассмотрев следующие ситуации?

·       Если дома кто-то болен, отдыхает или работает.

·       Ты в школе на уроке отвечаешь на вопрос учителя.

·       Ребята заблудились в лесу и зовут на помощь.

·       Тебе нужно попросить на уроке книгу у товарища.

·       Ты рассказываешь стихотворение у доски.

·       Громко или тихо надо петь колыбельные песни?

2. Составление реплик героев сюжетных рисунков

Учитель. Всегда ли люди говорят в одном темпе?

— Посмотрите на рисунки и попробуйте озвучить в подходящем темпе речь героев в ситуациях, изображенных на них.

3. Работа со скороговорками

Учитель. Существуют специальные речевые упражнения, которые надо произносить в максимально быстром темпе,— это скороговорки. Потренируемся?

• Жил колпак под колпаком,

С колпачихой был знаком.

 

• На горе, на пригорке

Жили тридцать три Егорки.

Из-за леса, из-за гор

Едет к ним ещё Егор.

 

• Стеша спешила —

Рубашку шила,

Да поспешила —

Рукава пришила.

— И слишком громкая, и слишком быстрая речь не приемлема в общении, поэтому нужно чётко уяснить, в каких случаях в каком темпе и с какой громкостью нужно говорить. Этому мы и будем учиться на сегодняшнем уроке.

4. Пальчиковая гимнастика «Как живешь?»

— Как живешь?

— Вот так!             (Показать большой палец.)

— Как идешь?

— Вот так!             (Прошагать двумя пальцами по ладони.)

— А бежишь?

— Вот так!             (Согнуть руки в локтях, показать движения при беге.)

— Ночью спишь?

— Вот так!             (Руки под щеку, нагнуть голову.)

— Как берешь?

— Вот так!             (Ладонь — в кулачок.)

— А даешь?

— Вот так!             (Ладонь раскрить.)

— Как молчишь?

— Вот так!             (Прикрить рот ладонями.)

— А грозишь?

— Вот так!             (Погрозить соседу пальчиком.)

 

III. Составление предложений и высказываний, произношение их с необходимой громкостью и в правильном темпе

Учитель. Чтобы вас лучше понимали, выделяйте голосом главное, делая логические ударения, паузы.

Кроме силы, громкости и скорости речи, существует язык жестов. В некоторых случаях он делает нашу речь более выразительной, если не жестикулировать очень интенсивно и постоянно.

— Придумайте и разыграйте с соседом по парте сказочную историю про Хрюшу.

На доске в определённом порядке вывешиваются карточки.

— Про кого можно составить сказку по этим рисункам? (Про Кота в сапогах и Хрюшу)

Комментарий: учащиеся придумывают высказывания по рисункам (работа в парах).

Учитель и класс помогают и исправляют допущенные ошибки.

 

IV. Итог урока

Беседа

— Итак, про какие же признаки хорошего, правильного высказывания вы узнали? (Содержательность, соответствующая громкость, сила голоса, умеренная жестикуляция, темп речи.)

— Чему же вы научились на уроке?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити