РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

I СЕМЕСТР

 

УРОК 31

Тема. Обычаи народа. Разучивание наизусть колядок. Признаки хорошего высказывания (темп речи, чёткость дикции)

 

Цель: ознакомить учащихся с новогодними колядками, щедривками, посевалками; учить правильной, чёткой декламации; углубить знания о народных традициях и обычаях; воспитывать любовь и уважение к народным обычаям.

Оборудование: таблицы с изображением народных новогодних праздников; аудиозаписи музыкальных колядок-песен.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Беседа

— Какой главный зимний праздник мы скоро будем отмечать?

— Как в ваших семьях празднуют Новый год?

— Это ваши семейные традиции. А какие народные традиции празднования Нового года вам известны?

— Слышали ли вы о празднике Рождества?

 

III. Работа по теме урока

1. Сообщение учителя

— Славянские народы издавна празднуют Новый год и Рождество, сохраняя традиции своих предков.

Накануне праздников (перед Рождеством — это Святой вечер, Щедрый вечер) и в городах, и в селах по домам и хатам ходят колядники, щедруют и колядуют, исполняя специальные песни — колядки, щедривки, посевалки. Они посевают дома хозяев зерном, крупой и желают им хорошего, щедрого на урожай и здоровье Нового года.

Слова «коляда» и «колядники» на многих языках означают одно и то же: «песня и дар», «праздник и дар».

Колядники посевают и просят у хозяев гостинцы. По народным традициям, отказывать им непозволительно — «счастья в доме не будет».

2. Слушание и разучивание колядок, посевалок со слов учителя

• Щедрик-Петрик,

Дай вареник!

Ложечку кашки

Наверх колбаски.

Этого мало,

Дай кусок сала.

Выноси скорей,

Не морозь детей!

 

• Сколько осиночек,

Столько вам свиночек;

Сколько ёлок,

Столько и коровок;

Сколько свечек,

Столько и овечек.

 

• Коляда-коляда

У нас нынче беда?

Обошли мы целый свет —

Ни конфет, ни денег нет!

Вы нас пожалейте,

Киселика налейте!

 

• Маленький хлопчик

Сел на снопчик,

В дудочку играет,

Коляду потешает.

Авсень, авсень,

Завтра новый день!

Не стой у ворот,

Завтра Новый год!

 

• Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

 

• Коляда, коляда,

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

Отворяйте хозяева сундучки

Вынимайте пятачки!

3. Физкультминутка (по выбору учителя)

4. Повторение колядок и декламация их учащимися наизусть.

Вербальное оценивание учащихся по темпу речи, чёткости дикции.

 

IV. Итог урока

— Что мы сегодня узнали нового и о каком народном обычае?

— Что означает слово «колядка»?

— С чем поздравляют колядники хозяев? Как они это делают?

— Как нужно произносить или петь колядки? (Громко, чётко, в хорошем темпе)





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити