РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

I СЕМЕСТР

 

УРОК 2

Тема. Знакомство с учебником. Отработка формулы приветствия. Этикетные формулы, используемые в диалогах: «Здравствуйте!», «Добрый день!», «До свидания!»

 

Цель: ознакомить учащихся с учебником русского языка, расширить их представления о языке как средстве общения, познакомить со словами вежливости; обогащать активный словарный запас и развивать связную речь учащихся; воспитывать культуру общения, уважение к окружающим, любовь к книгам.

Оборудование: книги (учебники, художественная литература); аудиозапись песни «Дважды два — четыре», аудиозапись физкультминутки; сюжетные рисунки с изображением ситуации приветствия: учитель с учителем, учитель с детьми, учитель с учеником; кукла Катя Любознайкина.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

Учитель. Вы сегодня

Удивительные

Радостные

Организованные

Классные

Вас ждет интересный. (урок).

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Беседа

— С каким новым учебным предметом мы познакомились на прошлом уроке?

— Понравилось ли вам общаться на русском языке?

— Кто приходил к вам в гости? С кем вы познакомились? (С Катей Любознайкиной)

2. Повторение выученного на прошлом уроке стихотворения

Здравствуй, школа!

Здравствуй, класс!

Принимай скорее нас.

 

III. Сообщение темы и задач урока

— Сегодня на уроке мы познакомимся с новым учебником; познакомимся со словами, которые люди говорят друг другу при встрече и прощании; будем учиться правильно говорить по-русски друг с другом, употребляя слова вежливости.

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Знакомство с новым учебником

1) Работа с выставкой книг (учебники, художественная литература)

2) Знакомство с учебником русского языка

— Посмотрите на учебник внимательно. Что изображено на обложке?

— Откройте книгу, полистайте её. Что вам понравилось? (Много цветных картинок.)

— Рассмотрите первую цветную картинку. Что на ней изображено?

2. Советы Кати Любознайкиной

Катя. Дорогие ребята! Перед вами — ваши первые книжки — учебники, ваши верные друзья и помощники. Сотни людей работали над их созданием: авторы, художники, печатники. Поэтому обращаться с книгами надо очень бережно. А чтобы все ваши книжки были всегда новенькими и аккуратными, следуйте советам, которые вам даст ваша первая учебная книга — Букварь.

СОВЕТЫ БУКВАРЯ

Я — Букварь, ваш первый учебник. Вместе со своими друзьями-учебниками мы поможем вам узнать много нового и интересного. Очень прошу вас: не обижайте нас, не загибайте страницы, не рисуйте на них, не берите книги грязными руками. Оберните нас и сделайте для нас закладки. И счастливого путешествия по стране Знаний!

3. Физкультминутка (по выбору учителя)

4. Отработка формулы приветствия

1) Беседа

— Как вы думаете, почему люди приветствуют друг друга при встрече?

— Послушайте стихотворение.

Что с тобой мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте»,

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку радостней

Сделалась жизнь?

— Можете ли вы ответить на вопрос, поставленный в этом стихотворении?

— Как вы думаете, люди всегда приветствуют друг друга с помощью одних и тех же слов?

2) Беседа по рисункам

На доске размещены сюжетные рисунки с изображением ситуаций приветствия (учитель с учителем, учитель с детьми, ученик с учеником).

— Внимательно рассмотрите рисунки. Кто как здоровается?

— Как ученик приветствует учителя? (Здравствуйте, добрый день, доброе утро)

— Что вы говорите при встрече с друзьями, приятелем? (Привет!)

— Можно ли с учителем поздороваться так, как вы здороваетесь с приятелем?

3) Игра «Анализируем ситуацию»

Катя

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном:

Его зовут..., а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовём.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае «Здорово!»

Он вместо «Здравствуй» говорит.

А вместо слова «До свидания»

Не говорит он ничего

Иль заявляет на прощанье:

«Ну, я пошёл. Пока! Всего!»

— Что в поведении мальчика вам не понравилось?

 

V. Закрепление и осмысление изученного материала

Дидактическая игра «Привет — пока»

1. Работа в парах

1 ситуация. Беседа: учитель — родители.

2 ситуация. Беседа: учитель — ученик.

3 ситуация. Беседа: ученик — ученик.

2. Работа в группе

Комментарий. Первый ученик изображает учителя, второй — одного из родителей; третий — друга, приятеля; четвёртый — одноклассника, который здоровается, а затем прощается по очереди с каждым из них, используя соответствующее слово вежливости.

Затем участники игры меняются ролями.

 

VI. Итог урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какие слова необходимо использовать, когда вы здороваетесь и прощаетесь со взрослыми людьми? одноклассниками и друзьями?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити