РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

II СЕМЕСТР

 

УРОК 38

Тема. Зимние игры и забавы. Использование отдельных грамматических форм частиц (без использования терминов): не, разве, пусть, давай

 

Цель: продолжить знакомство учащихся с народными зимними праздниками и развлечениями; развивать речь, мышление, память, познавательные интересы учащихся; воспитывать любовь к историческому прошлому Родины.

Оборудование: иллюстрации «Зимние развлечения детей»; аудиозапись с колядками, щедривками; иллюстрации к празднику «Масленица»; предметные картинки.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

— На прошлом уроке мы говорили о здоровье. Скажите, что вы узнали о зубной пасте, о мыле; как нам помогает расческа?

— Кто был у нас в гостях?

— С какой сказкой мы познакомились? (К. Чуковский «Мойдодыр»)

— Что же случилось с героем этой сказки? Чем она закончилась?

— А какие вы запомнили пословицы и поговорки о здоровье?

— Кто-нибудь может загадать загадку о здоровье? (Учащиеся загадывают загадки, подготовленные дома.)

— Почему нужно следить за своим здоровьем, за своим внешним видом?

— Почему нужно поддерживать чистоту и порядок?

 

III. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим о зимних играх и забавах. Каждое время года по-своему прекрасно и несет с собой свои развлечения и радости. А что же происходит в зимние месяцы? Как же мы веселимся? Зимой очень много праздников, которые нас удивляют, влекут в сказочный мир песен и стихов.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с новыми народными обычаями и новым зимним праздником. Готовы к открытиям?

 

IV. Работа по теме урока

1. Сообщение учителя с элементами беседы

— Дети, отгадайте загадки.

• Снег на полях

Лёд на водах

Вьюга гуляет

Когда это бывает? (Зимой)

 

• Без рук рисует,

Без зубов кусает,

Не огонь, а жжется. (Мороз)

— Зима всё ещё господствует у нас, не торопится уходить. Скажите, а как бы вы назвали зиму?

— А как называются зимние месяцы?

— А какие зимние развлечения, игры вы можете назвать?

— Давайте вспомним о светлом празднике Рождества. Когда мы отмечаем этот праздник? (7 января)

— А 6 января вечером дети ходили в гости друг к другу, носили «вечерю», праздничные угощения, обязательно — кутю.

В этот вечер все ходили колядовать. Что такое колядка? (Колядка — это песня, в которой славят хозяев дома, желают им здоровья, счастья, урожая, достатка, за что и получают награду.)

Вы уже знакомились с колядками, знаете некоторые из них наизусть. Сегодня я предлагаю вам выучить новые песенки.

2. Заучивание колядок со слов учителя

• Коляд, коляд, колядин,

Я у батюшки один,

Коротенький кожушок.

Дай, хозяйка, пирожок!

 

• Я маленький хлопчик,

Принёс Христу снопчик.

С праздником поздравляю,

Здоровья желаю.

3. Знакомство с праздником масленицы

Учитель. Слышали ли вы, ребята, о таком празднике — Масленица?

— Этот праздник называют проводами зимы. Приходится он на конец февраля. У каждого дня Масленичной недели — своё название: понедельник — Встреча, вторник — Заигрыш, среда — Лакомка, четверг — Широкий четверг, пятница — Тещины вечеринки, суббота — Золовкины посиделки, воскресенье — Проводы, Прощальный день.

Масленица — один из самых любимых праздников. Величали её боярыней Масленицей, госпожой Масленицей. Разговаривали с Масленицей, как с живым существом. Она то «дорогая гостья», то «баба кривошейка», то «Авдотья Ивановна», то «Окулина Изотьевна».

Масленицу обычно зазывали, делали это в понедельник.

Душа ль ты моя Масленица,

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь!

Приезжай ко мне в гости

На широкий двор

На горах покататься,

В блинах поваляться.

Учащиеся повторяют за учителем хором.

— Встречают Масленицу сытостью и довольством. Чем богаче Масленицу отпразднуете — тем богаче будущий год будет.

А вот и пришёл вторник — Заигрыш. Нередко во время гулянья раздавались шутливые дразнилки — не для того, чтоб обидеть, а чтоб повеселиться.

— Какие дразнилки вы знаете? Давайте попробуем поиграть.

Учащиеся (хором)

— Николай, Николай, сиди дома, не гуляй, в балалаечку играй!

— А ты, Сашка-таракашка, на сарай полезай!

Там кошку дерут, тебе хвостик дадут!

— Маринка-корзинка, прыгала, скакала, в болото упала!

— А у Васьки на носу ели кошки колбасу!

— Андрей-воробей, не гоняй голубей,

Гоняй галочек из-под палочек!

— Пришел третий день — среда-Лакомка. С этого дня пекли блины.

— Ребята, а как вы думаете, что символизировал в старину блин? (Солнце)

— Ребятишки ходили по домам, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины.

— За средой четверг Широкий идет. Начинаются народные гулянья с блинами, шутками, катаниями на санях, частушками.

В этот день ходили ряженые — люди, переодетые в костюмы разных птиц и зверей. Они пели, танцевали и загадывали загадки.

— А вы знаете какие-нибудь загадки? (Учащиеся загадывают друг другу загадки.)

— Молодцы! Теперь вы знаете, что это за праздник — Масленица! А, прощаясь, в воскресенье, Масленица говорит так:

Я гуляла с вами, теперь села в сани,

Пела и плясала, больно я устала.

Кончилось весельце — беритесь за дельце.

Направляйте сошенку выехать на пашенку,

А со мной проститеся, блинами угоститеся.

 

V. Итог урока

— Что нового узнали на уроке?

— Что понравилось?

— Что рассмешило?

— Что расскажете про Масленицу дома?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити