РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)
II СЕМЕСТР
УРОК 39
Тема. Неречевые и речевые звуки. Звуки слова. Произношение вслух за учителем цепочки звуков слова (1-4 звука). Упражнение в чётком и выразительном произнесении звуков [ш] и [ч'], [ш — шч']. Игра «Найди товарища»
Цель: формировать у учащихся представление о гласных и согласных звуках; развивать умение правильно артикулировать звуки; ознакомить с органами речевого аппарата; поддерживать желание учиться; упражнять в чётком и выразительном произношении звуков [ш], [ч'], [ш], [щ]; воспитывать интерес к изучению языка.
Оборудование: маленькие зеркала для всех учащихся; магнитофонная запись звуков, которые издают животные; картинки с изображением животных.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. работа с загадками
Учитель. Дети, отгадайте загадку.
Снег на полях,
Лёд на водах,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)
— Скажите, а чем нам нравится зима? Какие развлечения она нам приносит?
— Угадайте, что это?
✵ Тащим их на горку,
Чтоб устроить гонку. (Санки)
✵ Две палки, две дощечки.
— Катайтесь, человечки! (Лыжи)
✵ По ледяной дорожке
Бегут стальные ножки. (Коньки)
2. Беседа
— Расскажите, о каких зимних праздниках вы узнали на прошлом уроке.
— Кто может рассказать наизусть колядки? (Учащиеся рассказывают выученные на предыдущем уроке колядки.)
— А что это за праздник — Масленица? Когда его празднуют?
— Что пекут на Масленицу?
— Как её называют?
— Как праздновали Масленицу? (Устраивали гулянье, пели частушки, раздавались шутливые дразнилки.)
— А какой обычай, связанный с празднованием Масленицы, вы знаете?
III. Сообщение темы и цели урока
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием звуки слова, узнаем, что такое гласные и согласные звуки, научимся их определять в словах.
IV. Работа по теме урока
1. Подготовка к восприятию нового материала
— Сейчас мы побываем на сельском дворе. Угадайте, кто здесь живёт?
Учитель включает магнитофонную запись со звуками, которые издают животные: корова, собака, кот, петух, курица и т. д.
— Как вы различили животных? (По звукам)
— Когда человек говорит, он тоже произносит и слышит звуки.
2. Ознакомление с органами речевого аппарата. наблюдение над произношением разных звуков
Комментарий: учитель называет разные звуки: [а], [и], [м], [с], [л], [р], [д], [т]. Учащиеся повторяют, при этом смотрят в зеркало. Наблюдают за тем, какие артикуляционные органы принимают участие в произношении звуков.
3. Повторение потешек (за учителем)
Определение на слух звуков, которые чаще всего повторяются
✵ Ульянка учится в школе,
Читать умеет и писать.
Ульянка — знают все дома —
Учителем хочет стать.
✵ Мы давали Даше кашу.
Даша, Даша, кушай кашу.
4. Гласные и согласные звуки
— Посмотрите, как я произношу: [у]. Произнесите этот звук. Произнесите его протяжно: у-у-у. Теперь произнесите: [ш]. Можно ли этот звук произнести протяжно?
— При произношении одних звуков воздух свободно проходит через рот. Такие звуки называются гласными. При произношении других звуков воздух встречает преграды. Такие звуки называются согласными. Повторите новые понятия: гласные звуки, согласные звуки.
5. Упражнение на произношение цепочки звуков слова
— Отгадайте загадки.
✵ Через океан плывёт великан
И выпускает воды фонтан. (Кит)
✵ Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
✵ Бежит за плугом вскачь
Весны посланец — ... (грач).
✵ Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома —
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту,
За лягушками к болоту. (Аист)
✵ На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
Учащиеся отгадывают загадки, одновременно демонстрируются рисунки с изображением этих животных. Затем произносят вслух за учителем все звуки этих слов (сом, аист, грач, волк, кит), анализируют их (гласный/согласный).
6. Артикуляционные упражнения. Чистоговорки
Ша-ша-ша — наша Маша у душа.
Ши-ши-ши — наши малыши едят беляши.
Ош-ош-ош — ты идёшь и поёшь.
Иш-иш-иш — какая тишь, малыш!
Ач-ач-ач — у меня калач.
Оч-оч-оч — наступила ночь.
Уч-уч-уч — это луч.
Ча-ча-ча — вот так удача!
Чу-чу-чу — кулича хочу.
Ща-ща-ща — мы купили леща.
Щи-щи-щи — мы купили плащи.
Ащ-ащ-ащ — надень плащ.
Учащиеся заучивают чистоговорки наизусть.
7. Игра-задание «изобрази змею и белку»
Змея шипит длинно: щ-щ-щ.
Скажи по-змеиному: Щ-щ-ща.
Щ-щ-щё...
Щ-щ-щу...
Щ-щ-щи...
Белка щёлкает коротко: ча-ча!
Скажи по-беличьи:
Ча-ча!
Чо-чо!
Чу-чу!
Чи-чи!
8. Игра «назови первый и последний звук в словах»
Назвать первый звук в словах:
шум |
чай |
чулки |
щавель |
шуба |
чайник |
щенок |
щётка |
шаг |
чайка |
щепка |
щёки |
Назвать последний звук в словах:
душ |
шалаш |
плач |
овощ |
мышь |
богач |
калач |
плащ |
малыш |
мяч |
дочь |
клещ |
V. Итог урока
— С какими звуками вы познакомились сегодня на уроке?
— Какие звуки называются гласными? Приведите примеры.
— А какие — согласными? Приведите примеры.
— Как они произносятся? Чем отличаются друг от друга?