РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

II СЕМЕСТР

 

УРОК 39

Тема. Неречевые и речевые звуки. Звуки слова. Произношение вслух за учителем цепочки звуков слова (1-4 звука). Упражнение в чётком и выразительном произнесении звуков [ш] и [ч'], [ш — шч']. Игра «Найди товарища»

 

Цель: формировать у учащихся представление о гласных и согласных звуках; развивать умение правильно артикулировать звуки; ознакомить с органами речевого аппарата; поддерживать желание учиться; упражнять в чётком и выразительном произношении звуков [ш], [ч'], [ш], [щ]; воспитывать интерес к изучению языка.

Оборудование: маленькие зеркала для всех учащихся; магнитофонная запись звуков, которые издают животные; картинки с изображением животных.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. работа с загадками

Учитель. Дети, отгадайте загадку.

Снег на полях,

Лёд на водах,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой)

— Скажите, а чем нам нравится зима? Какие развлечения она нам приносит?

— Угадайте, что это?

• Тащим их на горку,

Чтоб устроить гонку. (Санки)

 

• Две палки, две дощечки.

— Катайтесь, человечки! (Лыжи)

 

• По ледяной дорожке

Бегут стальные ножки. (Коньки)

2. Беседа

— Расскажите, о каких зимних праздниках вы узнали на прошлом уроке.

— Кто может рассказать наизусть колядки? (Учащиеся рассказывают выученные на предыдущем уроке колядки.)

— А что это за праздник — Масленица? Когда его празднуют?

— Что пекут на Масленицу?

— Как её называют?

— Как праздновали Масленицу? (Устраивали гулянье, пели частушки, раздавались шутливые дразнилки.)

— А какой обычай, связанный с празднованием Масленицы, вы знаете?

 

III. Сообщение темы и цели урока

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием звуки слова, узнаем, что такое гласные и согласные звуки, научимся их определять в словах.

 

IV. Работа по теме урока

1. Подготовка к восприятию нового материала

— Сейчас мы побываем на сельском дворе. Угадайте, кто здесь живёт?

Учитель включает магнитофонную запись со звуками, которые издают животные: корова, собака, кот, петух, курица и т. д.

— Как вы различили животных? (По звукам)

— Когда человек говорит, он тоже произносит и слышит звуки.

2. Ознакомление с органами речевого аппарата. наблюдение над произношением разных звуков

Комментарий: учитель называет разные звуки: [а], [и], [м], [с], [л], [р], [д], [т]. Учащиеся повторяют, при этом смотрят в зеркало. Наблюдают за тем, какие артикуляционные органы принимают участие в произношении звуков.

3. Повторение потешек (за учителем)

Определение на слух звуков, которые чаще всего повторяются

• Ульянка учится в школе,

Читать умеет и писать.

Ульянка — знают все дома —

Учителем хочет стать.

 

• Мы давали Даше кашу.

Даша, Даша, кушай кашу.

4. Гласные и согласные звуки

— Посмотрите, как я произношу: [у]. Произнесите этот звук. Произнесите его протяжно: у-у-у. Теперь произнесите: [ш]. Можно ли этот звук произнести протяжно?

— При произношении одних звуков воздух свободно проходит через рот. Такие звуки называются гласными. При произношении других звуков воздух встречает преграды. Такие звуки называются согласными. Повторите новые понятия: гласные звуки, согласные звуки.

5. Упражнение на произношение цепочки звуков слова

— Отгадайте загадки.

• Через океан плывёт великан

И выпускает воды фонтан. (Кит)

 

• Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк)

 

• Бежит за плугом вскачь

Весны посланец — ... (грач).

 

• Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома —

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту,

За лягушками к болоту. (Аист)

 

• На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом)

Учащиеся отгадывают загадки, одновременно демонстрируются рисунки с изображением этих животных. Затем произносят вслух за учителем все звуки этих слов (сом, аист, грач, волк, кит), анализируют их (гласный/согласный).

6. Артикуляционные упражнения. Чистоговорки

Ша-ша-ша — наша Маша у душа.

Ши-ши-ши — наши малыши едят беляши.

Ош-ош-ош — ты идёшь и поёшь.

Иш-иш-иш — какая тишь, малыш!

Ач-ач-ач — у меня калач.

Оч-оч-оч — наступила ночь.

Уч-уч-уч — это луч.

Ча-ча-ча — вот так удача!

Чу-чу-чу — кулича хочу.

Ща-ща-ща — мы купили леща.

Щи-щи-щи — мы купили плащи.

Ащ-ащ-ащ — надень плащ.

Учащиеся заучивают чистоговорки наизусть.

7. Игра-задание «изобрази змею и белку»

Змея шипит длинно: щ-щ-щ.

Скажи по-змеиному: Щ-щ-ща.

Щ-щ-щё...

Щ-щ-щу...

Щ-щ-щи...

Белка щёлкает коротко: ча-ча!

Скажи по-беличьи:

Ча-ча!

Чо-чо!

Чу-чу!

Чи-чи!

8. Игра «назови первый и последний звук в словах»

Назвать первый звук в словах:

шум

чай

чулки

щавель

шуба

чайник

щенок

щётка

шаг

чайка

щепка

щёки

Назвать последний звук в словах:

душ

шалаш

плач

овощ

мышь

богач

калач

плащ

малыш

мяч

дочь

клещ

 

V. Итог урока

— С какими звуками вы познакомились сегодня на уроке?

— Какие звуки называются гласными? Приведите примеры.

— А какие — согласными? Приведите примеры.

— Как они произносятся? Чем отличаются друг от друга?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити