РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

II СЕМЕСТР

 

УРОК 41

Тема. Гласные и согласные звуки. Обозначение их условными знаками. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Определение количества слогов

 

Цель: формировать у учащихся представления о гласных и согласных звуках; развивать умение правильно артикулировать звуки; продолжать учить различать звуки на слух, условно их обозначать; воспитывать интерес к изучению языка.

Оборудование: иллюстрации к сказке «Волк и лиса», условные обозначения гласных и согласных звуков, рисунки к схемам, маленькие зеркала для каждого ученика, картинки с изображением животных, овощей, фруктов, макеты домиков.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Работа с иллюстрацией к сказке

— Рассмотрите рисунок. К какой он сказке? («Волк и лиса»)

— Назовите изображенных животных. (Волк и лиса)

— Из каких звуков состоит каждое слово? (Учащиеся повторяют по очереди все звуки.)

— Назовите гласные в слове волк. Сколько их? А сколько согласных?

— Назовите гласные в слове лиса. Сколько их? А сколько согласных?

— Давайте повторим, какие же это звуки — гласные. (Их можно петь.)

— Скажите, а чем отличаются согласные звуки? (Встречают во рту препятствие.)

 

III. Сообщение темы и задач урока

Учитель. Сегодня на уроке мы будем учиться обозначать гласные и согласные звуки условными знаками, познакомимся с этими условными обозначениями.

 

IV. Работа по теме урока

1. Условное обозначение звуков

— Сейчас мы нарисуем, как работают губы, когда произносим разные звуки. Произносите за мной звуки, наблюдайте за губами в зеркале:

[а], [п], [о], [у], [к], [и], [ш], [н], [ы], [э], [м].

На доске учитель последовательно рисует (или выкладывает уже готовые) изображения:

— Гласные звуки мы будем обозначать кружками О, а согласные — чёрточкой __.

2. Моделирование слов

Рассматриваются предметные картинки и анализируются звуки в словах: осы, ива, дом.

— С помощью условных знаков выложите звуковую модель.

— Сколько в слове слогов?

— Какой слог ударный?

— А сколько в слове гласных?

— В слове о-сы два гласных, в слове и-ва два гласных, а в слове дом — один гласный звук. Какой вывод можно сделать? (Сколько в слове гласных — столько и слогов.)

Значит, гласные звуки образуют слог, т. е. слогов без гласных не бывает.

3. Игра «Собери урожай»

На доске размещены предметные рисунки с изображением овощей, фруктов, ягод (вишня, свёкла, яблоко, морковь, помидор, огурец).

— Что растёт на огороде? Соберите овощи. Назовите их.

— Поделите слова на слоги. Сколько слогов? Какой ударный?

— Что растёт в саду? Соберите фрукты.

— Поделите слова на слоги. Сколько слогов? Какой ударный?

4. Игра «Кто в каком домике живёт?»

На доске выставлены макеты домиков.

 

 

— В этих домиках будут жить животные: в первом — те, в названиях которых один слог, в другом — два слога, в третьем — три слога.

Учитель показывает рисунки с изображением коровы, козы, курицы, петуха, утки, гусей и т. д. Учащиеся произносят слово по слогам, определяют, в каком домике будут жить животные.

 

V. Итог урока

— С какими звуками работали на уроке, как они называются?

— А как можно их обозначить с помощью знаков?

— Что образуют гласные?

— Какое правило запомнили?

— Может ли слог состоять только из согласных звуков?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити