РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)
I СЕМЕСТР
УРОК 3
Тема. Школа. Устные высказывания. Составление предложений. Усвоение слов учитель, ученик, ученица, да, нет, это. Отработка произношения звука [ч']
Цель: развивать умения слушать и понимать устное высказывание, составлять предложения; познакомить учащихся со звуком [ч'], сравнить данный звук со звуком [ч] в украинском языке; обогащать словарный запас и развивать монологическую и диалогическую речь учащихся; воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: сюжетные рисунки на тему «Школа», предметные рисунки (с изображением предметов, названия которых содержат звук [ч']); аудиозапись физкультминутки; куклы: Буратино, Катя Любознайкина.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Отгадывание загадки
— К нам на урок пришёл. Угадайте кто?
В класс пришёл сегодня к нам
Деревянный мальчуган.
Ключик он в руке несёт,
Нос во все дела суёт.
Потому, наверно, носит
Мальчик очень длинный носик. (Буратино)
Появляется Буратино-игрушка.
2. Игровая ситуация
Буратино. Ха-ха-ха, а вот и я, мои дорогие девочки и мальчики! Я рад вас всех видеть!
Учитель. Буратино! А ты разве не знаешь, как ведут себя воспитанные дети? Буратино. Конечно, знаю!
Учитель. И что же ты знаешь?
Буратино. Воспитанные дети моют руки перед едой, не ковыряют в носу и не показывают язык.
Учитель. Ребята, Буратино правильно ответил? Буратино, ты прав, действительно, не стоит делать всё то, что ты назвал, но всё-таки ты забыл о самом главном.
Буратино. Да-а-а? О чём же это? А, понял. Воспитанные дети никогда не опаздывают в школу.
Учитель. Конечно, но не это самое главное.
Буратино. Ну, я не знаю. А может, вы, ребята, подскажете мне самое главное правило воспитанного человека?
Дети. Воспитанные люди всегда здороваются.
Буратино. Здороваются? А как это? Я никогда ни с кем ещё не здоровался! Ребята, научите меня здороваться. (Ответы учащихся.)
Учитель. Буратино! Теперь ты понял, что со взрослыми или незнакомыми людьми нужно здороваться так: «Здравствуйте!», «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!»?
Буратино. Да! Я всё понял! А с друзьями или приятелями можно здороваться так: «Привет!», «Здорово!»?
Учитель. Конечно! А ты, когда пришёл к нам в класс, забыл поздороваться. Буратино. Ой, извините меня, пожалуйста, я просто не знал, как надо это делать. Но теперь я всегда-всегда буду со всеми здороваться. Ну, ладно, я пошёл. Учитель. Буратино! А попрощаться с ребятами, ты что, тоже забыл? Буратино. Чего-чего? Попрощаться? А как это?
Учитель. Ребята, давайте подскажем Буратино, как надо прощаться. (Ответы детей.)
Буратино. Спасибо вам, теперь я буду не только правильно здороваться, но и прощаться. До свидания, ребята!
Учитель, дети. До свидания, Буратино!
III. Сообщение темы и задач урока
Слово учителя
— Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме «Школа»; познакомимся со звуком [ч'] и научимся правильно произносить его, сравним этот звук со звуком [ч] в украинском языке; будем учиться находить эти звуки в разных словах.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Речевая разминка (работа с чистоговоркой). Игра «доскажи словечко»
Ча-ча-ча — на столе стоит све...
Чу-чу-чу — молоточком я сту...
Чо-чо-чо — не болит моё пле...
Чи-чи-чи — сиди тихо и мол...
Чу-чу-чу — русский я язык уч...
2. Фонетическая минутка. Составление и анализ звуковых схем слов
Украинский |
Русский |
У-чи-тель [ч] |
У-чи-тель [ч'] |
учень |
ученик |
учениця |
ученица |
— Чем отличаются эти звуковые схемы?
— Какой буквой обозначен второй звук в данных словах?
— Какой вывод можно сделать?
Вывод. В украинском языке звук [ч] твёрдый, а в русском — мягкий, но оба эти звука обозначаются на письме одной и той же буквой ч.
3. Игра «Слова на «ч»»
Учитель
Есть зарядка для ума:
Повтори на «ч» слова.
Учащиеся называют слова.
4. Физкультминутка (по выбору учителя)
5. Развитие речи. Задания к рисункам
На рисунках изображены школа, ученики, родители.
1) Посмотрите внимательно на рисунки. Расскажите, что вы видите? Пример ответа
На рисунках мы видим школу. Она новая, хорошая. К школе идут дети. Это ученики. Многих детей провожают мамы, бабушки. Возле школы их встречает учитель. Все ученики любят свою школу, стараются хорошо учиться.
2) Назовите слова, в которых есть звук [ч']
3) Дайте ответ на вопросы, используя слова да, нет
— Дети идут в школу? (Да)
— Это ученики? (Да)
— Их провожают в школу мамы? (Да) бабушки? (Да) учительница? (Нет)
— Детей встречает возле школы мама? (Нет) бабушка? (Нет) учительница? (Да)
4) Игра «Исправь ошибки»
— Будьте внимательны! Ответьте на вопросы.
✵ Это школа? (Да, это школа.)
✵ Это ученик? (Нет, это ученица.)
✵ Вова — ученица? (Нет, Вова — ученик.)
V. Итог урока
— С каким звуком мы сегодня познакомились?
— Чем этот звук отличается от звука [ч] в украинском языке?
— Что общего у этих двух звуков?
— Какие новые слова выучили на уроке?
— Приведите примеры слов со звуком [ч'].