РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

II СЕМЕСТР

 

УРОК 43

Тема. Дружим, дружба, друзья. Понимание содержания воспринятых на слух пословиц и поговорок (предложений) о дружбе. Правильное произношение слов, которые различаются местом ударения в русском и украинском языках (новый, старый и др.)

 

Цель: формировать у учащихся понятия о дружбе, друге, взаимоотношениях в коллективе; развивать наблюдательность, мышление, речь, память; воспитывать дружелюбие, чувство доброты, уважения, взаимопомощи.

Оборудование: аудиозапись песни В. Шаинского «Улыбка»; сюжетные картинки; картинки с изображением детских игр; запись рассказа Л. Н. Толстого «Веник»; иллюстрации к сказке «Петушок и бобовое зёрнышко».

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Работа со сказкой (беседа)

— Ребята, я сейчас вам прочитаю сказку, а вы скажете, чем она вам понравилась. (Слушание сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».)

— Назовите главных героев сказки.

— Что случилось с петушком? Почему?

— Как повела себя курочка?

— Кто ещё помогал петушку в этой сказке?

— Что делали хозяйка, коровушка, хозяин, кузнец?

— Спасли ли они петушка?

— А что вы можете сказать о курочке, какая она? Можно ли её назвать хорошим другом?

2. Работа с иллюстрациями к сказке

Учитель. Посмотрите на рисунки, к каким эпизодам сказки они относятся? (Предложить детям несколько эпизодов к сказке в виде рисунков.)

3. Работа с пословицами

• Друзья познаются в беде.

• Доброе братство лучше богатства.

— Как вы понимаете эти пословицы? (Объяснить на примере героев сказки.)

 

III. Сообщение темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

— Вы, наверное, догадались, о чём мы будем говорить на уроке,— дружбе, друзьях. Каждому человеку обязательно нужен друг, который поможет ему в трудную минуту, не подведет его в разных ситуациях, разделит с ним радость и горе.

 

IV. Работа по теме урока

1. Беседа о дружбе

— О чём вы мечтаете? (Дети мечтают о подарках, покупке собаки, дома для куклы, машинки с пультом управления...)

— Это хорошие подарки, которые можно купить за деньги. Но есть и то, что за деньги не купишь. Что это? (Здоровье, время, добро, любовь, дружбу...)

— Вам часто говорят дома и в школе: «Нужно быть дружными, дружно играть, дружно жить». А что значит дружить?

— К другу нужно внимательно относиться, делиться с ним, стараться сделать для него что-то хорошее, не ссориться. Старайтесь замечать прекрасное в людях, видеть их хорошие качества, быть доброжелательными.

2. Рассказы учащихся о своих друзьях (2-3 человека)

— Скажите, у вас есть друзья? Кто ваши друзья? Расскажите о них. Опишите их.

— Как вы думаете, с чего начинается дружба?

— Я вам открою большую тайну: дружба начинается с улыбки.

Улыбнитесь мне и другу. (Учитель объясняет разницу между словами «смеяться» и «улыбаться».)

— Улыбку можно дарить. Я вам улыбнулась — подарила улыбку, и вам стало приятно.

3. Слушание аудиозаписи песни В. Шаинского «Улыбка»

4. Игра «дружба начинается с улыбки»

Учитель. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и подарите друг другу улыбку.

Но чтобы другу стало ещё приятнее, нужно уметь говорить комплименты. Комплимент — это приятное, хорошее, доброе слово, похвала за что-либо. (Учитель приводит примеры высказываний.) Не забывайте, что комплимент нужно говорить с улыбкой!

5. Работа с картинками

Учитель демонстрирует сюжетные рисунки.

— С кем из детей, изображённых на рисунках, вы хотели бы дружить? С кем не хотели бы? Почему?

— Рассмотрите изображение игрушки. В какие игры нельзя играть самому? (Обсуждение правил честной игры.)

6. Работа с пословицами и поговорками

— Расскажите, какие пословицы о дружбе вы знаете?

• Нет друга — ищи, а нашёл — береги.

• Без друга на сердце вьюга.

• Старый друг лучше новых двух.

• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

7. Слушание рассказа Л. н. Толстого «Веник», беседа по его содержанию

ВЕНИК

Жил один старик, и было у него трое сыновей. Братья часто ссорились друг с другом.

Старик думает: «Как только умру, сыновья разделятся и разойдутся, и всем будет худо».

Пришло время старику умирать. Позвал он сыновей и велел принести веник. Сыновья подали отцу веник.

Старик говорит:

— Переломите веник.

Сыновья сказали:

— Разве можно веник переломить?

Старик развязал поясок на венике, и прутья рассыпались.

— Ломайте прутья! — сказал старик.

Сыновья все прутья переломали.

Старик говорит:

— Вот и с вами будет то же, что с этим веником. Если вы будете вместе дружно жить, никакая беда вас не одолеет. А как разойдётесь по одному, тогда все пропадёте.

Беседа

— Кто герои рассказа?

— Как жили братья в семье?

— О чём подумал старик?

— Что предложил сделать старик?

— Зачем старик развязал поясок на венике?

— Чего больше всего хотел старик?

— Чему учит этот рассказ?

8. Инсценировка ситуаций

• Ты поссорился с другом, а теперь хочешь с ним помириться.

• Ты принёс в школу апельсин, а твой друг сегодня не принёс ничего вкусненького.

• Твой друг упал, ему больно. Как ты поступишь?

• Как помирить членов семьи, которые поссорились?

9. Игра «да или нет?» Законы дружбы

Взаимодоверие; взаимопомощь; подсказка на уроках; взаимная ответственность; насмешки; придумывание прозвищ; правдивость; умение делить радость и горе.

 

V. Итог урока

— Какие отношения должны быть между учащимися в классе, друзьями?

— Что такое настоящая дружба?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити