РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)
II СЕМЕСТР
УРОК 44
Тема. Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных. Моделирование слов
Цель: учить учащихся распознавать твёрдые и мягкие согласные, составлять звуковые модели слов; развивать наблюдательность, умение сравнивать; стимулировать познавательную активность школьников; воспитывать интерес к изучению языка.
Оборудование: фишки с обозначением звуков, предметные рисунки, схемы слов, зеркала.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Беседа
— На прошлом уроке мы говорили о дружбе.
Скажите, а кто такой настоящий друг?
— Есть ли у вас друзья?
— Кто знает пословицы или поговорки о дружбе?
— А как вы понимаете выражения: «Нет друга — ищи, а нашёл — береги»; «Все — за одного, один — за всех»?
2. Слушание стихотворения Я. Л. Акима «жадина»
ЖАДИНА
Кто держит
Конфету свою
В кулаке,
Чтоб съесть её
Тайно от всех
В уголке,
Кто, выйдя во двор,
Никому из соседей
Не даст
Прокатиться
На ве-
ло-
си-
педе,
Кто мелом,
Резинкой,
Любою безделицей
В классе
Ни с кем
Ни за что
Не поделится,—
Имя тому
Подходящее дадено,
Даже не имя,
А прозвище:
Жадина!
Жадину
Я ни о чём
Не прошу.
В гости я
Жадину
Не приглашу.
Не выйдет из жадины
Друга хорошего,
Даже приятелем
Не назовёшь его.
Поэтому —
Честно, ребята, скажу —
С жадными
Я никогда
Не дружу!
Я. Аким
— Вы бы хотели, чтобы у вас был такой друг? Почему?
— Почему некоторых детей (а иногда — и взрослых) называют жадиной?
— Почему «не выйдет из жадины друга хорошего»?
3. Работа с текстом В. А. Осеевой «Три товарища»
Учитель. Послушайте ещё одну историю, которая произошла с товарищами. Чтение рассказа учителем.
ТРИ ТОВАРИЩА
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял.
— Плохо,— сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба.— До обеда далеко ещё!
— А ты где потерял? — спросил Миша.
— Не знаю. — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть,— сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!
В. Осеева
— Что случилось с Витей?
— Как повёл себя Коля? Миша?
— А что сделал Володя?
— Как вы думаете, кто их них — настоящий товарищ?
В таких случаях говорят: «Кто скоро помог, тот дважды помог».
III. Сообщение темы и задач урока
Учитель. Сегодня мы познакомимся с твёрдыми и мягкими согласными звуками, научимся их обозначать с помощью знаков, будем складывать звуковые модели.
IV. Работа по теме урока
1. Наблюдение над произношением
✵ Произнесите слово лук. Назовите в нем последовательно звуки. Какие из них гласные, какие — согласные?
✵ Произнесите слово люк. Назовите в нём последовательно звуки. Какие из них согласные?
✵ Произнесите оба слова: лук — люк. Одинаково ли произносятся согласные в этих словах?
✵ Произнесите звуки [л] — [л'] перед зеркалом. Проследите за языком.
✵ Когда произносим звук [л], то кончик языка прижимаем к верхним зубам, а когда произносим звук [л'] — то среднюю часть языка прижимаем к нёбу. Сравните эти звуки. Какой вывод можете сделать? (Звук [л] — твёрдый, [л'] — мягкий.)
✵ Произнесите попарно звуки [п] — [п'], [с] — [с'], [т] — [т'].
— Так какими могут быть согласные звуки?
2. Условное обозначение звуков
Учитель. Твёрдые согласные обозначаем одной чёрточкой _, а мягкие — двумя =.
3. Игра «распознай звук» (работа с картинками)
Лиса — лошадь;
медведь — машина;
бинокль — барабан.
Задание
✵ Назовите каждый предмет в паре.
✵ Произнесите первый звук каждого слова в паре.
✵ Чем эти звуки различаются?
✵ В каких словах первый согласный звук мягкий? В каких — твёрдый?
4. Распознавание мягких согласных
Комментарий: учитель называет слова. Учащиеся выделяют только мягкие согласные.
Слова: дети, ветки, деревья, зима, трава, песок, вода, радуга, небо, лист.
5. Игра «образуй слоги с мягкими согласными»
Комментарий: учитель называет слоги: лу, но, са, ды, ва. Учащиеся образовывают соответственно: лю, нё, ся, ди, вя.
6. Моделирование слов
Учащиеся складывают звуковые модели слов лето, зима, мел, лес, конь.
— Назовите последовательно звуки. Какие из них — мягкие согласные? Какие — твёрдые?
V. Итог урока
— Что нового узнали на уроке?
— С какими звуками познакомились?
— Как они условно обозначаются?