РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

II СЕМЕСТР

 

УРОК 44

Тема. Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных. Моделирование слов

 

Цель: учить учащихся распознавать твёрдые и мягкие согласные, составлять звуковые модели слов; развивать наблюдательность, умение сравнивать; стимулировать познавательную активность школьников; воспитывать интерес к изучению языка.

Оборудование: фишки с обозначением звуков, предметные рисунки, схемы слов, зеркала.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Беседа

— На прошлом уроке мы говорили о дружбе.

Скажите, а кто такой настоящий друг?

— Есть ли у вас друзья?

— Кто знает пословицы или поговорки о дружбе?

— А как вы понимаете выражения: «Нет друга — ищи, а нашёл — береги»; «Все — за одного, один — за всех»?

2. Слушание стихотворения Я. Л. Акима «жадина»

ЖАДИНА

Кто держит

Конфету свою

В кулаке,

Чтоб съесть её

Тайно от всех

В уголке,

Кто, выйдя во двор,

Никому из соседей

Не даст

Прокатиться

На ве-

ло-

си-

педе,

Кто мелом,

Резинкой,

Любою безделицей

В классе

Ни с кем

Ни за что

Не поделится,—

Имя тому

Подходящее дадено,

Даже не имя,

А прозвище:

Жадина!

Жадину

Я ни о чём

Не прошу.

В гости я

Жадину

Не приглашу.

Не выйдет из жадины

Друга хорошего,

Даже приятелем

Не назовёшь его.

Поэтому —

Честно, ребята, скажу —

С жадными

Я никогда

Не дружу!

Я. Аким

— Вы бы хотели, чтобы у вас был такой друг? Почему?

— Почему некоторых детей (а иногда — и взрослых) называют жадиной?

— Почему «не выйдет из жадины друга хорошего»?

3. Работа с текстом В. А. Осеевой «Три товарища»

Учитель. Послушайте ещё одну историю, которая произошла с товарищами. Чтение рассказа учителем.

ТРИ ТОВАРИЩА

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

— Завтрак потерял.

— Плохо,— сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба.— До обеда далеко ещё!

— А ты где потерял? — спросил Миша.

— Не знаю. — тихо сказал Витя и отвернулся.

— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть,— сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

— Бери, ешь!

В. Осеева

— Что случилось с Витей?

— Как повёл себя Коля? Миша?

— А что сделал Володя?

— Как вы думаете, кто их них — настоящий товарищ?

В таких случаях говорят: «Кто скоро помог, тот дважды помог».

 

III. Сообщение темы и задач урока

Учитель. Сегодня мы познакомимся с твёрдыми и мягкими согласными звуками, научимся их обозначать с помощью знаков, будем складывать звуковые модели.

 

IV. Работа по теме урока

1. Наблюдение над произношением

•     Произнесите слово лук. Назовите в нем последовательно звуки. Какие из них гласные, какие — согласные?

•     Произнесите слово люк. Назовите в нём последовательно звуки. Какие из них согласные?

•     Произнесите оба слова: лук — люк. Одинаково ли произносятся согласные в этих словах?

•     Произнесите звуки [л] — [л'] перед зеркалом. Проследите за языком.

•     Когда произносим звук [л], то кончик языка прижимаем к верхним зубам, а когда произносим звук [л'] — то среднюю часть языка прижимаем к нёбу. Сравните эти звуки. Какой вывод можете сделать? (Звук [л] — твёрдый, [л'] — мягкий.)

•     Произнесите попарно звуки [п] — [п'], [с] — [с'], [т] — [т'].

— Так какими могут быть согласные звуки?

2. Условное обозначение звуков

Учитель. Твёрдые согласные обозначаем одной чёрточкой _, а мягкие — двумя =.

3. Игра «распознай звук» (работа с картинками)

Лиса — лошадь;

медведь — машина;

бинокль — барабан.

Задание

•     Назовите каждый предмет в паре.

•     Произнесите первый звук каждого слова в паре.

•     Чем эти звуки различаются?

•     В каких словах первый согласный звук мягкий? В каких — твёрдый?

4. Распознавание мягких согласных

Комментарий: учитель называет слова. Учащиеся выделяют только мягкие согласные.

Слова: дети, ветки, деревья, зима, трава, песок, вода, радуга, небо, лист.

5. Игра «образуй слоги с мягкими согласными»

Комментарий: учитель называет слоги: лу, но, са, ды, ва. Учащиеся образовывают соответственно: лю, нё, ся, ди, вя.

6. Моделирование слов

Учащиеся складывают звуковые модели слов лето, зима, мел, лес, конь.

— Назовите последовательно звуки. Какие из них — мягкие согласные? Какие — твёрдые?

 

V. Итог урока

— Что нового узнали на уроке?

— С какими звуками познакомились?

— Как они условно обозначаются?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити