РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

II СЕМЕСТР

 

УРОК 45

Тема. Звуковой анализ слов. Выделение гласных в слоге, начальных и конечных звуков в словах. Произношение вслед за учителем слов с чётким выделением ударного гласного

 

Цель: совершенствовать у учащихся умение выделять гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки; тренировать правильное произношение слов; формировать умение определения ударного слога; развивать фонематический слух; воспитывать интерес к изучению языка.

Оборудование: предметные рисунки; фишки с обозначениями звуков; звуковые схемы слов.

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Сообщение темы и задач урока

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим работу над делением слов на слоги, выделением ударного гласного, будем развивать умение подбирать слова к звуковым моделям, делать звуковой анализ слов.

 

III. Работа по теме урока

1. Задания по распознаванию мягких согласных в словах

1) Назовите каждый предмет в паре (по рисунку).

Помидор — персик;

лук — лист.

2) Произнесите первый звук каждого слова в паре.

3) Чем эти звуки отличаются?

4) Какие слова начинаются с мягких согласных? Какие — с твёрдых?

5) Отгадайте загадки.

• Трав копытами касаясь,

Ходит по морю красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

 

• Спит или купается,

Все не раздевается;

День и ночь на ножках

Красные сапожки. (Гусь)

Учитель. Какой звук слышится в конце каждого слова-отгадки?

Учитель называет слова: угол, мел, ел, брат, дал, шест.

— Какой звук произносится в конце каждого слова? (Твёрдый)

— Какие слова получатся, если последний согласный звук произнести мягко? Уголь, мель, ель, брать, даль, шесть.

Объяснить значение некоторых слов.

2. Игра «найди звук»

— Назовите первый и последний звук в словах (по картинкам).

Слова: гуси, сани, тигр, гриб, индюк, мак, овцы, утюг, утка.

— Какое слово нам помогает зимой устраивать игры и катания? (Сани)

— Назовите гласные в этом слове. Сколько их?

— Сколько слогов в этом слове? Почему? (Два гласных звука)

— Какой ударный?

3. Составление схемы слова сани

— Назовите звуки слова сани.

— Какие мы встретили звуки? (Гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные.)

— А как обозначили на схеме мягкие и твёрдые согласные?

4. Игра «путаница»

Учитель. Зима пригласила вас на зимнюю полянку, там встретились все времена года. Вам нужно собрать в лукошко только те слова, которые подходят к слову «зима».

На коврике разложены карточки с рисунками. Учащиеся подходят по очереди, выбирают нужные и кладут их в лукошко.

Слова: снег, санки, грибы, лыжи, коньки, цветы, шуба, снегопад, рукавицы, снеговик, ёлка, листья.

5. Игра «поймай слог»

Комментарий: учитель называет слова, а учащиеся хлопают в ладоши, если в слове один слог.

Слова: стул, парта, день, ночь, стол, снег, дом, зима, сова, лес, лампа, лук, жук, мак, мальчик, книга, окно, кот, сон.

6. Работа со скороговорками

• У Сени и Саши в сенях сом с усами.

Несколько раз повторить.

— Кто у Сени и Саши в сенях? (Сом)

— Назовите звуки в слове сом.

• У осы не усы, не усищи, а усики.

Проводится работа над произношением и лексическим значением слова оса.

— У кого усики?

 

IV. Итог урока

— Какие вы выучили скороговорки?

— Кто может их повторить?

— Чем отличаются гласные и согласные звуки? твёрдые и мягкие согласные?

— Что больше всего понравилось на уроке?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити