РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)
II СЕМЕСТР
УРОК 46
Тема. Частичный анализ слов с опорой на их звуковые модели. Составление высказываний (2-3 предложения) с использованием наводящих вопросов
Цель: совершенствовать у учащихся умения строить предложения, делить слова на слоги, определять ударный гласный, выделять гласные и согласные звуки, строить звуковые модели; развивать культуру речи, умение логически выражать свою мысль; воспитывать интерес к изучению языка.
Оборудование: фишки с обозначением звуков; иллюстрация к сказке Ш. Перро «Красная Шапочка»; звуковые схемы слов; предметные рисунки.
Тип урока: урок развития умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Сообщение темы и задач урока
Учитель. Сегодня на уроке мы будем учиться составлять предложения, подбирать слова к звуковым моделям, делить слова на слоги, выделять гласные и согласные звуки, ставить ударение.
III. Работа по теме урока
1. Составление рассказа по рисунку
Учитель демонстрирует иллюстрацию к сказке Шарля Перро «Красная Шапочка».
— Дети, кто узнал сказку?
— Скажите, о ком и о чём можно составить предложения по рисунку?
— Кто пошёл к бабушке?
— Что несла девочка в корзинке?
— Кого Красная Шапочка встретила в лесу?
2. Деление слов на слоги, обозначение ударения
— Поделите на слоги слова: бабушка, шапочка, волк, лес. Поставьте ударение в этих словах.
— Все ли слова можно поделить на слоги?
— Запомните: в односложных словах ударение не ставится!
3. Моделирование слов
— А теперь посмотрите, кто пришёл к нам в гости. Это жители страны Звукляндии. (Учащиеся называют «жителей» страны — гласный звук, твёрдый согласный звук, мягкий согласный звук.)
— У вас есть такие фишки. С помощью фишек составьте звуковые схемы слов из сказки «Красная Шапочка». Дайте характеристику каждому звуку.
волк
лес
дерево
4. Отгадывание загадок. работа со звуковыми схемами слов
✵ Тащим их на горку,
Чтоб устроить гонку. (Санки)
✵ Две палки, две дощечки.
— Катайтесь, человечки! (Лыжи)
✵ По ледяной дорожке
Бегут стальные ножки. (Коньки)
✵ Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнула перинки — над лицом пушинки. (Зима)
— Какие отгадки подходят к схемам, составленным на доске?
зима
коньки
санки
лыжи
5. Звуковая характеристика слов
Один ученик из каждого ряда дает звуковую характеристику словам: зима, коньки, санки.
6. Работа по развитию речи
Учитель. Какие предложения можно составить со словами: санки, лыжи, коньки, зима?
7. Игра «Узнай слово»
Комментарий: учитель читает двустишье, учащиеся отгадывают слово, заменяя первый (второй) звук.
С «У» — не цветик, а бутон,
С «А» — не булка, а... (батон).
С «К» — красивая корона,
С «В» — крикливая... (ворона).
С «П» — не щипчики, а пилка,
С «В» — не ложечка, а... (вилка).
Есть на «Р» у Зорьки — рожки,
И на «Н» у Зины — ... (ножки).
Если «Б» — над глазом бровь,
Если «К» — в сосудах... (кровь).
Со звуком [т] — не свист, а трель,
Со звуком [д] — не бур, а... (дрель).
IV. Итог урока
— Кто приходил к вам в гости на урок?
— Какую сказку мы с вами вспомнили?
— Что больше всего понравилось на уроке?