РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

II СЕМЕСТР

 

УРОК 46

Тема. Частичный анализ слов с опорой на их звуковые модели. Составление высказываний (2-3 предложения) с использованием наводящих вопросов

 

Цель: совершенствовать у учащихся умения строить предложения, делить слова на слоги, определять ударный гласный, выделять гласные и согласные звуки, строить звуковые модели; развивать культуру речи, умение логически выражать свою мысль; воспитывать интерес к изучению языка.

Оборудование: фишки с обозначением звуков; иллюстрация к сказке Ш. Перро «Красная Шапочка»; звуковые схемы слов; предметные рисунки.

Тип урока: урок развития умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Сообщение темы и задач урока

Учитель. Сегодня на уроке мы будем учиться составлять предложения, подбирать слова к звуковым моделям, делить слова на слоги, выделять гласные и согласные звуки, ставить ударение.

 

III. Работа по теме урока

1. Составление рассказа по рисунку

Учитель демонстрирует иллюстрацию к сказке Шарля Перро «Красная Шапочка».

— Дети, кто узнал сказку?

— Скажите, о ком и о чём можно составить предложения по рисунку?

— Кто пошёл к бабушке?

— Что несла девочка в корзинке?

— Кого Красная Шапочка встретила в лесу?

2. Деление слов на слоги, обозначение ударения

— Поделите на слоги слова: бабушка, шапочка, волк, лес. Поставьте ударение в этих словах.

— Все ли слова можно поделить на слоги?

— Запомните: в односложных словах ударение не ставится!

3. Моделирование слов

— А теперь посмотрите, кто пришёл к нам в гости. Это жители страны Звукляндии. (Учащиеся называют «жителей» страны — гласный звук, твёрдый согласный звук, мягкий согласный звук.)

— У вас есть такие фишки. С помощью фишек составьте звуковые схемы слов из сказки «Красная Шапочка». Дайте характеристику каждому звуку.

волк

                  

лес       

дерево

4. Отгадывание загадок. работа со звуковыми схемами слов

• Тащим их на горку,

Чтоб устроить гонку. (Санки)

 

• Две палки, две дощечки.

— Катайтесь, человечки! (Лыжи)

 

• По ледяной дорожке

Бегут стальные ножки. (Коньки)

 

• Кто, угадай-ка, седая хозяйка?

Тряхнула перинки — над лицом пушинки. (Зима)

— Какие отгадки подходят к схемам, составленным на доске?

зима           

коньки        

санки          

лыжи

5. Звуковая характеристика слов

Один ученик из каждого ряда дает звуковую характеристику словам: зима, коньки, санки.

6. Работа по развитию речи

Учитель. Какие предложения можно составить со словами: санки, лыжи, коньки, зима?

7. Игра «Узнай слово»

Комментарий: учитель читает двустишье, учащиеся отгадывают слово, заменяя первый (второй) звук.

С «У» — не цветик, а бутон,

С «А» — не булка, а... (батон).

С «К» — красивая корона,

С «В» — крикливая... (ворона).

С «П» — не щипчики, а пилка,

С «В» — не ложечка, а... (вилка).

 

Есть на «Р» у Зорьки — рожки,

И на «Н» у Зины — ... (ножки).

Если «Б» — над глазом бровь,

Если «К» — в сосудах... (кровь).

Со звуком [т] — не свист, а трель,

Со звуком [д] — не бур, а... (дрель).

 

IV. Итог урока

— Кто приходил к вам в гости на урок?

— Какую сказку мы с вами вспомнили?

— Что больше всего понравилось на уроке?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити