РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

II СЕМЕСТР

 

УРОК 47

Тема. Родина. День защитника Отечества. Усвоение новых слов. Составление предложений с данными словами и объединение их между собой

 

Цель: познакомить учащихся с географическим положением нашей страны; формировать представление о стране; ознакомить с большими городами, реками Украины; расширять словарный запас детей; расширить и уточнить знания о символах Украины; воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: глобус; физическая карта Украины; флаг, герб Украины; аудиозапись гимна Украины.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Работа с картинкой («В гостях у Налима»)

Учитель. Посмотрите на картинку. Что здесь изображено? (Рыбы в гостях едят блины.)

На неделе у Налима

Состоялись именины,

Там надменные лини

Ели сладкие блины.

— Налим и линь — какие это рыбы: морские или речные?

— А каких представителей «рыбного семейства» вы ещё знаете?

2. Составление звуковых схем слов

налим          

линь            

блин

— Сколько звуков в первом слове?

— Сколько гласных звуков? Сколько слогов? Почему?

— Какой ударный?

Аналогичная работа проводится с остальными словами.

 

III. Сообщение темы и задач урока

Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить о нашей Родине, о празднике, который называется Днем защитника Отечества.

 

IV. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель. Мы все — защитники Родины. Мы дышим её воздухом. Мы ходим по её траве. Мы слушаем шум её лесов. Нас освежают дожди и снега. Родина добрая, наших долгов не считает. Но в дни опасности напоминает о них. Долг ей нужно вернуть мужеством и отвагой.

 

V. Работа по теме урока

1. Сообщение учителя

— Посмотрите на глобус. На нём изображены океаны и материки. На материках есть много разных государств, и везде живут люди. Людей на земле много, и они отличаются друг от друга: говорят на разных языках, у каждого своя культура и свой быт. Каждый человек имеет свою Родину, которую любит, потому что Родина — как мать, её нельзя купить, заслужить, она у каждого одна и каждому даётся от рождения.

Слово Родина произошло от слова род.

Вначале оно означало «семья», потом — «место рождения», позже — «отчизна».

— Как называется наша родина?

— Правильно, мы живем в Украине и называемся украинским народом.

— Посмотрите на карту! Здесь находится Украина. А как называется наша столица?

— А какая самая большая река, которая протекает по территории Украины?

— Каждая страна имеет три символа. Какие это символы? (Герб, флаг, гимн)

— Слово символ обозначает «знак», «примета», условное обозначение какого-нибудь предмета, явления.

— Государственный символ — это предмет, который характеризует государство, отображает его быт, традиции, прошлое, стремления народа.

— Наш герб называется трезубец. Он отображает триединство жизни (на доске — изображение герба, флага):

Отец — Мать — Дитя;

Небо — Земля — Вода;

Вера — Надежда — Любовь.

Воля.

— Украинский флаг — сине-жёлтый.

Давайте пофантазируем, почему именно эти цвета выбраны для нашего флага.

— Какие чувства вызывает у вас жёлтый цвет?

— О чём напоминает синий цвет?

— Синь неба и золото бескрайних полей перенёс наш народ на свой флаг.

Цвета эти имеют ещё и другое значение: «мир» и «богатство», потому что народ наш мирный и трудолюбивый.

Роль флага — быть впереди, вести людей за собой.

Гимн — это главная песня, которая славит Украину, является символом её государственности и национального единства.

Все самые большие праздники украинского народа проходят с исполнением нашего прекрасного Гимна. Гимн исполняют и слушают стоя.

— Слова к песне в 1862 г. написал поэт Павел Чубинский, музыку к стихотворению сочинил композитор Михаил Вербицкий. (Прослушивание гимна Украины.)

2. Беседа по сообщению учителя

— Как же называется наша Родина?

— Какой город является её столицей?

— Какие государственные символы она имеет?

— Почему флаг Украины сине-жёлтый?

— О чём идет речь в гимне Украины?

— Какая самая большая река в Украине?

— Какие вы знаете самые большие города в Украине?

— Какой язык является в нашей стране государственным?

— Много сложено пословиц и поговорок о Родине.

3. Работа с пословицами и поговорками

— Как вы понимаете следующие пословицы?

• Человек без родины, что соловей без песни.

• Родина — мать, умей за неё постоять.

• Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

4. Беседа о дне защитника отечества

— Как вы думаете, какой праздник приближается?

— Что это за праздник? (День защитника Отечества)

— Кого мы поздравляем в этот день?

5. Работа с картинкой «Будущие защитники страны»

— Кого вы видите на картинке?

— В какие игры играют мальчишки?

— Как вы думаете, какими они хотят стать в будущем? Кого защищать?

— А что для этого нужно?

— Каким должен быть мальчик, чтобы вырасти настоящим мужчиной?

 

VI. Итог урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— О чём мы сегодня говорили?

— А что вы можете сделать для своей Родины, чтобы она процветала, чтобы всем украинцам и гостям нашей страны жилось счастливо?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити