РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

II СЕМЕСТР

 

УРОК 48

Тема. Родина. Слушание стихотворений о Родине. Заучивание стихотворений со слов учителя. Чтение звуковых схем слов

 

Цель: расширять знания учащихся; развивать память, логическое мышление, связную речь; расширять словарный запас учащихся; совершенствовать умение учащихся читать звуковые схемы слов; воспитывать патриотизм, любовь к Родине, понимание её значимости для каждого человека.

Оборудование: символы Украины, слайды с изображением родного города, аудиозаписи.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

— Скажите, что изображено на этих картинках? (Герб, флаг Украины)

— А как можно сказать одним словом? (Символы)

— А какой ещё символ вы знаете? (Гимн)

— Как называется наше государство?

— Какие города Украины вам известны? (Иллюстрации — на доске.)

— Какие самые большие реки текут в нашем краю?

— Назовите столицу нашего государства.

— Расскажите о своём маленьком родном уголке: где вы живёте? Куда ходите в школу? Где отдыхаете?

— Чем вам дорог родной край? (Демонстрация слайдов с изображением родного города.)

 

III. Сообщение темы и задач урока

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о нашей Родине, послушаем много стихотворений, некоторые из них выучим.

 

IV. Мотивация учебной деятельности учащихся

— Послушайте стихотворение Е. Трутневой.

Всё для тебя в родном краю!

Ты всех счастливее на свете!

В садах скворцы тебе поют,

С тобою дружит тёплый ветер,

Тебя в стране любимой ждут

Походы, игры и науки,

И каждый шаг твой берегут

Её заботливые руки.

— Много стихотворений и песен написано об Отчизне, о родном крае. Поэты воспевали красоту Родины в своих произведениях. И с некоторыми из них мы познакомимся сегодня на уроке.

 

V. Работа по теме урока

1. Слово учителя

— Родина — это то место, где человек родился, где сказал первое слово, сделал первый шаг. И куда бы не забросила его судьба, Родина обязательно будет светить далёким огоньком.

Учащиеся учат стихотворение П. Воронько наизусть.

ЛУЧШЕ НЕТ РОДНОГО КРАЯ

Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья-ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

— Где же лучшая земля?

Отвечал, он, пролетая:

— Лучше нет родного края!

— «Моя земля, мой край, моя любимая страна»,— говорит каждый человек о своей Родине, своей Отчизне.

2. Слушание песни «С чего начинается родина» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского)

— Послушайте песню «С чего начинается Родина» и скажите, какие картинки возникают у вас в воображении? (Высказывания детей о прослушанном.)

3. Работа со стихотворением Т. Боковой «родина»

— Мамина песня, отчий дом, бабушкины сказки, портрет на стене самого дорогого человека, рушник, писанка — всё это память, наши обереги, наша история. Только камень растёт без корня. А у нас есть корни — это родная земля, наши предки.

Послушайте стихотворение Татьяны Боковой. Оно так и называется — «Родина».

Родина — слово большое, большое.

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нём умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья,

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котёнок... и я.

Заучивание стихотворения наизусть.

— Пылают возле окон домов неугасимым огнём мальвы и чернобривцы, любисток и мята, ромашки, верба и калина — это наши символы, обереги духовного наследия. Всем, кто далеко от дома, они напоминают: там земля мила, где мать родила.

О, Родина! В неярком блеске

Я взором трепетным ловлю

Твои проселки, перелески —

Все, что без памяти люблю...

А. Жигулин

Просмотр иллюстраций «Мой край родной».

4. Физкультминутка (звучит песня «Вместе весело шагать...» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского))

5. Работа с пословицами и поговорками

— Народ сложил много пословиц и поговорок о своей Родине.

• Своя земля и в горести мила.

• Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

• На чужой стороне и весна не красна.

• Где кто родится, там и пригодится.

— Как вы понимаете эти пословицы?

6. Работа с текстом легенды Учитель читает вслух легенду.

Когда-то давно Бог сотворил народы и каждому выделил землю. Наши предки опоздали, и им ничего не досталось.

Они пришли к Богу, а Он в это время молился, и не посмели люди к Нему обратиться, стали ждать. В какой-то момент Бог обернулся, заметив, что просители — вежливые, хорошие люди. Когда узнал, зачем они пришли, предложил им лучший чернозём. «Нет,— сказали предки,— там уже живут немцы, французы, испанцы, итальянцы». «Тогда я вам отдам ту землю, которую оставил для рая: там есть всё: реки, озёра, леса, степи. Но помните: если будете её беречь, то она будет ваша, а если нет — врага».

Пошли наши предки на ту землю, поселились и живут там до сегодняшнего дня. А страну назвали Украиной.

— Понравилась ли вам легенда?

— Кто пришёл к Богу?

— Что он сказал просителям?

— Какую землю дал?

— Какое дал наставление?

— Как назвали эту землю?

7. Работа со звуковыми схемами слов

— О чём мы говорили на уроке? (О Родине)

— Давайте составим звуковую схему слова Родина. image38

— Сколько звуков в этом слове? Назовите их по порядку, охарактеризуйте. Сколько слогов в этом слове? Какой ударный?

Аналогичная работа проводится над словами: отчизна image39, земля image40.

 

VI. Итог урока

— О чём мы говорили сегодня на уроке?

— Какие стихотворения выучили?

— Какую легенду прослушали?

— За что вы любите свою Родину?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити