РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

II СЕМЕСТР

 

УРОК 51

Тема. Весна. Мамин праздник. Составление диалога по рисунку. Инсценировка «Поздравь маму». Звуковой анализ слова цветы

 

Цель: учить учащихся определять признаки весны на основе стихотворений, картин, собственных наблюдений; развивать умение составлять тексты; воспитывать любовь к природе, чувства благодарности и любви к маме.

Оборудование: аудиозапись песни о маме; детские рисунки к празднику 8 Марта, «лучи» с изображением картинок (солнышко, цветок, ласточка и т. д.); иллюстрации к картине «Поздравим маму»; картинки весенних цветов; фишки с обозначением звуков.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Слово учителя

— Посмотрите на картины. Каждое время года красиво по-своему. Многие считают весну самой красивой, потому что все вокруг оживает, мир наполняется пением птиц, цветут сады. Весну называют звонкой, весёлой, волшебницей-певуньей. Звучит запись пения птиц (соловья, жаворонка).

2. Работа со стихотворением Л. Аграчева «Весна»

Весело аукнула

Из лесу весна,

Ей медведь откликнулся,

Проурчав со сна.

Поскакали зайки к ней,

Прилетел к ней грач;

Покатился ёжик вслед,

Как колючий мяч.

Всполошилась белочка,

Глянув из дупла,—

Дождалась пушистая

Света и тепла!

Гордо приосанился

Просветлевший бор;

На ветвях коричневых

Грянул птичий хор.

— Как автор говорит о весне?

— Кто ей откликнулся?

— Какие ещё звуки к ней пришли?

— Как вы думаете, почему? (Все с нетерпением ждут весну.)

3. Декламирование стихотворений о весне

— А теперь давайте вспомним, какие стихотворения мы выучили. (2-3 ученика рассказывают стихотворения наизусть.)

— Кто-нибудь знает другие стихотворения о весне? Расскажите!

 

III. Сообщение темы и задач урока

— Сегодня мы поговорим о маме, самом дорогом и любимом человеке. Ведь самый первый месяц весны приносит нам добрый и светлый праздник — 8 Марта. О маме сложено немало песен и стихотворений, пословиц и поговорок. С некоторыми из них мы познакомимся на уроке.

 

IV. Работа по теме урока

1. Сообщение учителя

— Март — первый весенний месяц. Весна — это тепло, голубое небо, ясное солнце. Весна — это первые цветы, зелёная травка. Это тёплый дождик, весёлые песни птиц. Это первый гром.

Весна — это мамин праздник. Самое главное для детей весной — это поздравить мам с праздником весны. Ребята готовят подарки: ласковую песню, добрые стихи, весёлые игры и шутки, красочные открытки.

Мама! Самое понятное слово на земле. Оно звучит одинаково нежно на всех языках мира. У мамы самые нежные и ласковые руки, самое доброе и чуткое сердце, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было человеку лет — 5 или 50 — ему всегда нужна мама.

— В народе говорят: «Материнское сердце — как летнее солнце».

2. Работа со стихотворениями о маме

— О маме сложено множество стихотворений. Ей посвящены самые нежные песни.

От чистого сердца, простыми словами

Давайте, друзья, потолкуем о маме.

Мы любим её, как надежного друга,

За то, что у нас с нею всё сообща.

За то, что когда нам приходится туго,

Мы можем всплакнуть у родного плеча.

Н. Саконская

3. Слушание песни о маме

По выбору учителя: «Мамина песенка» М. Пляцковского, «Мы запели песенку» Л. Мироновой, «Песня о маме» М. Садовского.

4. Рассказы учащихся о своих мамах

— Расскажите о своей маме. (По желанию высказываются 2-3 человека.)

— Ребята, скажите, а какие поздравления вы приготовили своим мамам? (По желанию высказываются 2-3 человека.)

5. Инсценировка «поздравь маму»

6. Игра «Солнышко»

Комментарий: учащиеся подходят и заполняют «лучи» картинками: солнышко, цветочек, ласточка и т. д.

 

 

7. Составление связных высказываний (по сюжетному рисунку)

— Какой праздник приближается?

— Чей это праздник?

— Что делают папа с сыном?

— Что папа дарит маме?

— Что приготовил сын для мамы?

8. Игра «Сложи букет из весенних цветов»

На доске — иллюстрации с изображением весенних и осенних цветов.

9. Звуковой анализ слова цветы

[ц] — согласный, твёрдый

[в'] — согласный, мягкий

[и] — гласный, безударный

[т] — согласный, твёрдый

[ы] — гласный, ударный

image42

— Повторите за мной: [цв'иты].

— А теперь — по звукам: [ц], [в'], [и], [т], [ы].

— Давайте вместе посчитаем, сколько звуков в этом слове. (Выстраивается звуковая модель.)

— Кто может составить предложение по схеме?

image43

— Сколько слов в этом предложении?

— С какой буквы пишется первое слово в предложении? Что ставится в конце предложения?

 

V. Итог урока

— О ком мы говорили сегодня на уроке?

— Почему мама — самый родной человек в жизни каждого из нас?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити