РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

I СЕМЕСТР

 

УРОК 4

Тема. Урок. Учебные вещи. Отдельные грамматические формы (без терминов): существительные I и II склонения в дательном и предложном падежах (к доске, в пенале, на парте). Закрепление произношения звука [ч']. Скороговорка. Отработка чёткости дикции

 

Цель: формировать умение правильно употреблять различные грамматические формы слов; обогащать словарный запас учащихся новыми словами; закрепить знания, полученные учащимися на предыдущих уроках; развивать логическое мышление; воспитывать аккуратность и самоконтроль.

Оборудование: учебные вещи (предметные рисунки и предметы); содержимое портфеля Карлсона (игрушка, баночка варенья, тортик, коробка с печеньем, букварь, тетрадь, ручка, карандаши); куклы (Карлсон, Катя Любознайкина).

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Речевая разминка (работа с чистоговоркой)

1) Игра «Доскажи словечко»

Чо-чо-чо — у меня болит пле...

Ча-ча-ча — нужно вызвать нам вра...

Чу-чу-чу — нет, к врачу я не хо...

Че-чу-чо — лучше пусть болит пле...

2) Беседа

— Как вы думаете, нужно ли обратиться к врачу, если вы себя плохо чувствуете? Почему?

— Какой звук вы слышите в каждой строчке чистоговорки?

— Как произносится звук [ч'] в русском языке; звук [ч] в украинском языке?

 

III. Сообщение темы и задач урока

Учитель. Сегодня мы вспомним, какими учебными вещами пользуемся на уроках, выучим их названия на русском языке и будем составлять с этими словами предложения.

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Работа со скороговоркой

Ученик учил уроки —

У него в чернилах щёки.

— Назовите слова, в которых есть звук [ч'].

— Произнесите скороговорку вслух несколько раз подряд.

2. Ознакомление с понятием «учебные вещи»

Беседа

— Как называются предметы, которые помогают нам в учёбе? (Учебные вещи)

— Ребята, а что это у Кати Любознайкиной?

Загадка Кати Любознайкиной

Катя

Новый дом несу в руке,

Дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (Портфель)

— Что это за дом? Какие жильцы живут в этом доме?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Портфель. Я портфель не простой, я — Мудрый Портфель. Знаю обо всей школьной жизни все-все. А вы, ребята, знаете? Отгадайте загадки.

• Должен каждый ученик

В школу брать с собой... (дневник).

 

• Рисовать решил я дом.

Открываю свой... (альбом).

 

• Рисовать умеет наш

Деревянный... (карандаш).

 

• В альбоме буду рисовать,

А для письма нужна... (тетрадь).

 

• Я рисовал, а тут Маринка!

Сотрёт ненужный штрих... (резинка).

 

• Гриб, медведь, лиса, корзина —

Всё слеплю из... (пластилина).

 

• За спиной огромный дом,

И пенал, и книжки в нём,

И тетради, и альбом.

Он, друзья, не самозванец,—

Родственник портфеля... (ранец).

 

• Не на поле, не на грядке —

Я пишу в твоей тетрадке.

Очень нужная всем штучка.

Догадались? Это... (ручка).

 

• Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком. (Книга)

3. Физкультминутка (по выбору учителя)

4. Работа по содержанию сказки

1) Чтение сказки учителем

Жили-были двое мальчиков — Петя Чистяков и Серёжа Грязнулькин. Они учились в 1 классе. Петя был очень старательным, аккуратным мальчиком, он всегда держал свои вещи в порядке. А Серёжа часто забывал о том, что учебники нужно обернуть, а карандаши заточить, вырывал из тетрадей и учебников листы, ставил в них кляксы. Однажды на перемене, когда все дети завтракали в столовой, учебные вещи Серёжи Грязнулькина решили убежать от своего хозяина к Пете Чистякову.

2) Беседа после слушания сказки

Учитель демонстрирует учащимся рисунки: а) аккуратные учебные вещи; б) грязные учебные вещи.

— Рассмотрите рисунки. Какие вещи принадлежат Пете Чистякову, а какие — Серёже Грязнулькину?

— Что думают вещи о своих хозяевах?

— Кто хочет быть похожим на Серёжу? на Петю? Почему?

5. Работа по развитию речи. Составление предложений

— Назовите учебные вещи.

— Что куда надо класть?

Возможные ответы учащихся

Мы кладём в портфель учебники, пенал, тетради. В пенал мы кладём ручки, карандаши, резинку. Положили на парту тетрадь, учебник, пенал.

Акцент на грамматических формах слов: класть — кладёт; положить — положил, положила.

 

V. Закрепление и осмысление изученного материала

1. Игра «Убери лишнее»

— К нам на урок прилетел Карлсон (кукла). Он тоже решил стать школьником, чтобы научиться читать и писать. В свой портфель он собрал всё, что, на его взгляд, может понадобиться в школе, и просит вас проверить, правильно ли он приготовился к урокам. Назовите то, что лежит в портфеле.

Учитель достаёт из портфеля игрушку, баночку с вареньем, букварь, тетрадь, тортик, ручку, карандаш, коробку с печеньем.

— Что здесь лишнее? Почему?

— Давайте сложим в портфель Карлсона только то, что понадобится для учёбы. Комментарий: учитель показывает предмет. Если эта вещь относится к учебным принадлежностям, то дети хлопают в ладоши, называют предмет, объясняют, для чего он нужен на уроке.

2. Анализ стихотворения С. Маршака Чтение стихотворения учителем

Это каждому известно:

Вещи надо класть на место.

Сами вещи не растут,

Сделать вещи — нужен труд.

Карандаш, тетрадь, перо,

Парту, доску, стол, окно,

Книжку, ручку береги:

Не ломай, не мни, не рви.

— Как вы относитесь к своим школьным вещам?

— Расскажите, для чего нужны школьные вещи.

 

VI. Итог урока

— Какие учебные вещи есть в вашем портфеле?

— Какие учебные вещи находятся в нашем классе?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити