РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

II СЕМЕСТР

 

УРОК 52

Тема. Весна. Игры и забавы. Русская народная забава «Во поле берёза стояла». Разучивание веснянок

 

Цель: развивать познавательный интерес учащихся; познакомить их с весенними играми и забавами, обрядовыми песнями; воспитывать любовь к народным традициям и обычаям, историческому прошлому родной страны.

Оборудование: аудиозаписи народной забавы «Во поле берёза стояла», песни «А уж нынче солнышко.»; иллюстрации к сказкам «Двенадцать месяцев», «Снегурочка», «Заюшкина избушка»; рисунок с изображением «Девушки-весны».

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Чтение стихотворения о маме учителем

Кто любимей всех на свете?

Это сразу скажут дети!

Обойди весь белый свет,—

Лучше мамы в мире нет!

2. Беседа

— Мама. Нет на свете слова более прекрасного и нежного. У мамы добрые и ласковые руки, самое верное и самое чуткое сердце — в нём никогда не угасает любовь, оно никогда не остаётся равнодушным.

— Почему слово «мама» — прекрасное и нежное?

— Почему у мамы добрые и ласковые руки?

— Как понять слова «самое чуткое и самое верное сердце»?

3. Загадки о маме

— Какой ручеек всё время поёт нежно возле нас? (Мамин голос)

— Какие две звёздочки сияют нам в жизни? (Мамины глаза)

 

III. Сообщение темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим беседу о весне, познакомимся с обрядовыми песнями, песнями-веснянками, разучим некоторые из них, будем разгадывать загадки, водить хороводы, прослушаем песню-забаву «Во поле берёза стояла.»

 

IV. Работа по теме урока

1. Сообщение учителя

— Каждое время года очаровывает нас по-своему, привлекая своей неповторимой красотой. Но весна, наверное,— самое прекрасное время года. Этот праздник возрождения природы проживают по-своему взрослые и дети, животные и растения — всё живое на земле.

2. Слушание песни «а уж нынче солнышко» (муз. Ф. Козицкого, сл. А. Олеся)

— О чём эта песня? Какая она по настроению?

3. Беседа

— Ещё в глубокой древности были созданы народные обряды и обычаи, которые разыгрывались в честь «Весны-красны». По народным поверьям, в это время надо было помочь приходу весны. Весенних птиц — жаворонков — принято было встречать с фигурками птиц, испечёнными из теста. С такими «жаворонками» в руках дети выходили на улицу, привязывали их к веткам, качали, подбрасывали вверх, шли в деревню, где пели песни-веснянки, зазывали ими и птиц, и саму весну.

4. Обряд закликания весны

1) Жаворонок, жаворонок,

Улети-ка далеко,

Принеси нам тепло!

Садись на дугу,

Воспевай на лугу!

 

2) Жаворонки, жаворонки,

Прилетайте к нам,

Приносите нам Весну красну,

Красну солнышку,

Теплу гнёздышку!

Дети водят хоровод. Выходит Весна.

Дети

Весна-весняночка,

Где ты зимовала?

Весна

Зимовала я в лесочке.

Под ракитовым кусточком

Солнышко встречала,

Лето дожидала!

Дети

Весна-красна!

На чём пришла?

Весна

На жердочке,

На бороздочке,

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке.

Дети

Весна-красна,

Что ты нам принесла?

Весна

Косу да серпок,

Золотой снопок,

Солнца клочок

И соломы пучок,

Хлеба краюшечку

И водицы кружечку.

— Спасибо тебе, Весна, за твои подарки.

Учитель. А вы, ребята, знаете какие-нибудь песни о весне?

5. Работа со сценкой «Как Зима с Весной встречались»

— Какие вы знаете сказки, в которых зима встречается с весной? («Снегурочка», «Заюшкина избушка», «Двенадцать месяцев» (иллюстрации))

— Давайте послушаем, о чём Зима с Весной разговаривают.

Весна. Здравствуй, Зимушка-зима. Рада встретиться с тобой!

Зима. Здравствуй, Весна. Что-то рано ты пришла.

Весна. Люди ждут меня. В гости зовут. Хочется им тепло подарить.

Зима. Не хочу я уходить. Месяц февраль — зимний.

Весна. Я тебя не прогоняю. Только в гости пришла на тебя посмотреть.

Зима. Тогда погоди немного. А в марте твоя очередь придёт.

6. Заучивание веснянок

ЛАСТОЧКА

— Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

— За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу весну-красну.

 

ИДЁТ МАТУШКА-ВЕСНА

Идёт матушка весна,

Отворяй-ка ворота.

Первый март пришёл,

Белый снег сошёл.

А за ним и апрель

Отвори окно и дверь.

А уж как пришёл май,

Солнце в терем приглашай!

— Кого люди зазывали такими песнями? (Весну, птиц)

7. Хоровод «Во поле берёза стояла»

— С приходом весны начинались весенние действия — хороводы и игры. Давайте представим себе, как это было в те давние времена.

Дети водят хоровод-песню «Во поле берёза стояла».

 

V. Итог урока

— Что нового узнали на уроке?

— Какие выучили веснянки?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити