РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

II СЕМЕСТР

 

УРОК 53

Тема. Птицы — наши друзья. Произношение по правилам слов с безударными гласными: птенец [пт’ин’эц], гнездо [гн’издо]. Слушание рассказа о птицах. Составление вопросов и ответов на них по прослушанному тексту

 

Цель: учить учащихся правильно произносить слова с безударными гласными — птенец и гнездо; следить за интонацией, громкостью, темпом голоса читающего; развивать фонематический слух, умение логически мыслить, правильно составлять вопросы и отвечать на них; воспитывать чувство уважения ко всему живому на земле, желание помогать птицам: строить кормушки, скворечники, подкармливать птиц.

Оборудование: рисунок или макет гнезда и птенца; картинки с изображением птиц, упомянутых в рассказе Н. Тихонова «Маленькие друзья»; картинки к игре «Накорми птичку»; рисунки самолетов разных марок; аудиозапись голосов птиц (или видео).

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Игра «послушай — угадай»

Шагает красавица,

Легко земли касается.

Идёт на поля, на реку,

И по снежку, и по цветку.

— Как вы думаете, кто это? (Весна)

— А какие месяцы весны вы знаете? (Март, апрель, май)

— Я буду загадывать вам загадки, а вы должны угадать, о каком месяце весны идёт речь.

• Дует теплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

 

• Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл? (Апрель)

 

• Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май)

2. Повторение и рассказывание веснянок, выученных на предыдущем уроке или дома

• Столько тёплых нам деньков —

Сколько во лесу пеньков.

Столько ясных ночек —

Сколько в поле кочек.

 

• Ау, ау, аукаем,

Весну приаукиваем:

Март, март —

Солнцу рад;

Апрель, апрель —

Откроет дверь;

Май, май —

Сколько хошь гуляй!

Ау, ау, аукаем.

 

• Кулик-самород

Идёт в огород,

Поёт, поёт,

Весну несёт.

 

III. Сообщение темы и задач урока

— Сегодня на уроке мы поговорим о первых вестниках весны — птицах. Научимся правильно произносить слова. Послушаем рассказ Николая Тихонова «Маленькие друзья».

 

IV. Мотивация учебной деятельности учащихся

— С нетерпением ждут люди прихода весны. С давних времён считалось, что птицы приносят её на своих крыльях. А как люди закликают весну и почему птиц мы называем нашими помощниками, нам и предстоит сегодня выяснить. Ведь без нашей помощи очень трудно пришлось бы птицам.

Физкультминутка

 

V. Работа по теме урока

1. Сообщение учителя

— Для того чтобы птицы скорее из тёплых краёв вернулись на Родину, люди выпекали из теста маленьких птичек и раздавали их детям. А те бегали по улицам, весело прыгали, подбрасывали птичек как можно выше и приговаривали:

Птиц вызываю из тёплого края:

Летите, соловейки, на нашу земельку.

Спешите, ласточки, выпасать коровушек.

Этих птичек из теста называли «жаворонками». Старики рассказывали, что эта птичка появляется из солнечного тепла. Она просыпается вместе с солнцем и своим серебряным голоском оповещает, что весна пришла, в поля пора выходить. Пора сеять, пахать, чтобы осенью был хороший урожай.

2. Беседа по сообщению учителя

— Что делали люди, чтобы птицы скорее из тёплых краёв возвращались?

— Что они приговаривали? (Заучивание зазывалочки.)

— Как назывались выпеченные птички? (Жаворонки)

— Откуда появился жаворонок? (Из солнечного тепла)

— О чём оповещает жаворонок, когда поёт своим серебряным голосом? (О том, что пришла весна.)

— Что люди начинают делать с приходом весны? (Сеять, пахать)

— Для чего они начинают работу в поле? (Чтобы осенью собрать хороший урожай.)

3. Фонетическая работа

На доске — рисунок гнезда.

— Что вы видите на рисунке? (Гнездо)

— Повторите за мной: [гн'издо].

— А теперь — по звукам: [г], [н'], [и], [з], [д], [о].

Составление звуковой модели слова.

image44

— Сколько слогов в слове гнездо?

— На какой звук падает ударение?

— А кто сидит в гнезде? (Маленькая птичка — детёныш — птенец)

В гнездо, нарисованное на доске, посадить птенчика.

— Повторите за мной: [пт'ин'эц].

— А теперь — по звукам: [п], [т'], [и], [н'], [э], [ц].

— Давайте вместе посчитаем, сколько звуков в этом слове.

Учитель вместе с детьми проговаривает слово по звукам и определяет количество звуков, выстраивая на доске звуковую модель:

— Так сколько звуков в слове птенец? (6 звуков)

— Кто может составить предложение с этим словом?

По схеме:  (Птенец сидит в гнезде.)

— Сколько слов в этом предложении?

— С какой буквы пишется первое слово в предложении?

— Что ставится в конце предложения?

4. Слушание рассказа Н. Тихонова «маленькие друзья»

МАЛЕНЬКИЕ ДРУЗЬЯ

Ранним утром на даче в любое время года я слышу стук в окно. Это дают знать о себе мои маленькие друзья птицы. Их много. Они разные. Есть аккуратные, чистенькие синицы с белыми щёчками, есть синеватые поползни, чернокрылые скворцы, дятлы с красными шапочками и чёрными разводами, сороки с роскошными белыми боками, сойки с большими голубыми пятнами и серые воробьи. Иногда в это шумное общество с громким карканьем влетают вороны. Внезапно появляются красногрудые снегири. Я кормлю их пшеном, хлебными корочками, кусочками сала, мяса. Они привыкли ко мне.

По Н. Тихонову

5. Беседа по содержанию рассказа (по рисункам с изображением птиц)

— Кого автор называет маленькими друзьями? (Птиц)

— О какой птичке он говорит, что она аккуратная, чистенькая, с белыми щёчками? (О синице)

— А какого цвета поползни? (Светло-синие)

— Какие крылья у скворцов? (Чёрные)

— Какая птичка носит красную шапочку? (Дятел)

— Про кого говорят, что эта птичка-белобока? (Сорока)

— У какой птички большие голубые пятна на спинке? (У сойки)

— А какого цвета воробьи? (Серо-коричневые)

6. Игра «найди птичку»

— Найдите среди птиц ворону.

— Как кричит ворона? (Кар-кар)

— Найдите снегиря.

— По какой особой примете мы узнаём снегирей из всего птичьего царства? (У них красные грудки.)

7. Игра «накорми птичек»

На раздаточной карточке нарисованы продукты, которыми можно кормить птиц, и которые птицы не едят. Нужно соединить стрелочками продукты, которыми питается птичка. (См. приложение к уроку.)

8. Беседа «почему птицы — наши друзья?»

— Птицы — удивительные создания природы. Разве мы можем представить себе жизнь лесов, полей, лугов без птиц?!

Вот, например, семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков или улиток.

А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений.

Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

А сколько пользы приносят птицы человеку!

Люди издавна наблюдали за полётом птиц и мечтали подняться в воздух. Теперь эта мечта осуществилась. (Демонстрация изображений разных моделей самолётов.)

— Сильных и смелых людей принято называть соколами и орлами, любимых зовут «журавушка», «лебедушка», детей нежно называют чижиками, воробушками, а задиристых и драчливых — петухами.

— Кого из вас мама называла чижиком или воробушком?

— А как вы думаете, почему некоторых людей называют соловьями? (Потому что они хорошо поют.)

9. Слушание записи голосов птиц в лесу

— Представьте себе, что мы оправились в лес. Закройте глаза и послушайте хор лесных жителей.

 

VI. Итог урока

Беседа

— О ком мы говорили на уроке? (О птицах)

— Почему мы говорим, что птицы — наши друзья?

 

Приложение

 





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити