РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

II СЕМЕСТР

 

УРОК 54

Тема. Люби, береги природу. Заучивание стихотворений о природе со слов учителя. Составление реплик диалога по рисунку и словосочетаниям

 

Цель: учить учащихся выразительно рассказывать стихотворения о природе; передавать свои чувства и отношение ко всему живому на земле; рассуждать по данной теме; развивать речь, память, логическое мышление; воспитывать бережное отношение к природе; формировать критическое отношение к загрязнению окружающей среды.

Оборудование: рисунки птиц к игре «Узнай знакомую»; аудиозапись пьес из альбома П. И. Чайковского «Времена года»; рисунки предметов живой природы; рисунки машины, игрушек, мебели, дома; игрушки — ёжик, солнышко, ветер; рисунок « В лесу »; рисунок к стихотворению А. Фета « Чудная картина».

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Игра «Узнай знакомую»

Комментарий: на доске — рисунки птиц, о которых дети говорили на прошлом уроке, и птиц, о которых не вспомнили. Нужно выбрать знакомых птичек.

Знакомые: синицы, скворцы, дятлы, сороки, сойки, воробьи, вороны, снегири. Незнакомые: соловьи, журавли, щеглы, шишкари, ласточки, голуби и т. д.

2. Игра «Узнай незнакомку»

Комментарий: учитель описывает по очереди оставшихся на доске птиц и говорит, как они называются, а дети узнают птичку по описанию.

 

III. Сообщение темы и задач урока

— Сегодня на уроке вы узнаете, что мы называем природой, зачем нужно оберегать природу. Выучите стихотворение о природе А. Фета «Чудная картина». Будете учиться задавать вопросы и давать на них полные ответы.

 

IV. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель читает стихотворение-рассказ Л. Дайнеко о природе (на фоне аудиозаписи пьесы из музыкального альбома П. И. Чайковского «Времена года»).

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

 

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья.

Живёшь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

 

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной земли

Зовётся этот дом.

— Назовите предметы природы, о которых говорилось в стихотворении.

— Какие ещё предметы природы вы знаете?

— Знаете ли вы, что природа бывает живая и неживая?

— Какие предметы относятся к живой природе, какие — к неживой?

— Нужно ли беречь природу?

— На все эти вопросы мы и будем искать ответы на нашем уроке.

 

V. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Сообщение учителя

— Природа — это окружающий нас воздух, вода, солнце, облака, камни, песок, растения и животные. Человек — тоже часть природы. Наша жизнь тесно связана с природой. Воздухом мы дышим, водой утоляем жажду. Растения и животные дают нам пищу.

Изучая природу, познавая её тайны, мы учимся лучше понимать себя. Если мы будем беречь природу, правильно использовать её, то обеспечим себе здоровье и благоприятные условия жизни.

На доске поочередно выставляются рисунки с предметами живой природы.

— Давайте вспомним, что мы называем природой.

 

image49

 

— А всё то, что сделано руками людей,— не относится к природе. Например (выставляются рисунки).

 

 

2. Игра «Природа вокруг нас»

Комментарий: учитель показывает рисунки, а дети хлопают в ладоши, если предмет относится к природе, и сидят тихо, если этот предмет сделан руками человека.

3. Игра «отгадай-ка»

— К нам пришли гости, но они стесняются показаться вам, т. к. забыли свои имена. Давайте поможем им! (Учитель заранее положил в коробку игрушечного ёжика, солнышко и ветер.)

• В стране лесной

Живет портной,

А одёжки ни одной.

А в чём секрет? Какой ответ?

Иголки есть, а ниток нет. (Ёж)

 

• Золотое яблочко

По небу катается,

С утра улыбается.

А улыбка — лучи,

Очень горячи. (Солнце)

 

• Когда он отдыхает,

На время всё стихает.

И листья не колышутся,

И шорохи не слышатся. (Ветер)

— Молодцы!

 

VI. Работа по теме урока

1. Слушание рассказа «пять дубочков»

— Послушайте, какой рассказ принесли нам наши гости.

ПЯТЬ ДУБОЧКОВ

Дима и Серёжа пошли погулять в лес. Там они встретили Ёжика. Ёжик подарил мальчикам по три саженца маленьких дубочков и сказал:

— Посадите их возле дома.

Принёс Дима свои саженцы домой, выкопал ямку, посадил дубок. Взял второй саженец, глянул и подумал, что корень у него слабый. Потому и решил выбросить его на дорогу. Глянул на третий дубок. И показалось ему, что веточки у саженца совсем слабые. Выкинул Дима и это деревце на дорогу.

А Сергей посадил свои три дубочка, выходит на дорогу, и видит, что два саженца в пыли на дороге валяются. Поднял их и посадил рядом с тремя дубками.

Поливал Серёжа дубки, ухаживал за ними. А Солнышко и Ветер ему помогали. И через время зазеленели молодые деревца. Зашелестел Ветер среди молодых веточек, заиграло Солнышко на зелёных струнах.

А Дима забыл про свой дубок. Засохло маленькое деревце.

Прошло много лет. Стали мальчики взрослыми людьми. У Дмитрия уже свой сыночек подрастает — Димочка, а у Серёжи — Серёжа.

Однажды спрашивает Димочка папу:

— Папа, почему возле дома Сергея растут пять дубочков, а возле нашего дома — ни одного?

Молчит отец. Молчит...

 

— Как вы думаете, кто из мальчиков поступил правильно? (Сергей)

— Почему вы так решили? (Он посадил и вырастил деревья.)

— Кто помогал Сереже ухаживать за деревцами? (Ветер и Солнышко)

2. Составление реплик диалога по рисунку и словосочетаниям

1) Беседа

— Посмотрите, какой рисунок принесли нам наши гости. (На сюжетном рисунке изображены мальчики, которые ходят по лесу и встречают Ёжика, несущего саженцы.)

— Кого вы видите на картинке? (Мальчиков)

— Как их зовут? (Дима и Серёжа)

— Кого встретили дети? (Ёжика)

— Что несёт Ёжик? (Саженцы дубочков)

— Как вы думаете, что сказали Ёжику дети, когда встретились? («Здравствуй, Ёжик!»)

— Что ответил им Ёжик? («Здравствуйте, ребята!»)

— Что спросили дети у лесного жителя?

— Что ответил Ёжик?

2) Работа над составлением диалога из 3-4 вопросов и ответов

После этого учитель выбирает детей-актеров и предлагает им инсценировать ситуацию.

3. Работа над заучиванием стихотворения о природе А. Фета «Чудная картина»

— Ой, посмотрите, что это принёс нам Ветер-ветерок?!

Учитель открывает конверт и читает стихотворение А. Фета «Чудная картина». На доске открывается рисунок, иллюстрирующий природу, описанную в стихотворении.

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

— Почему автор называет картину «чудной»? Как вы понимаете это слово? (Чудесная, прекрасная, красивая, очаровательная)

— Какого цвета равнина? (Белая равнина)

Учитель описывает рисунок словами стихотворения.

Учащиеся вместе с учителем выучивают и рассказывают стихотворение наизусть.

 

VII. Итог урока

— Кто приходит к нам в гости?

— О чём нам рассказали Ёжик, Солнышко и Ветерок?

— Что нужно сделать, чтобы о тебе помнили? (Сажать деревья, ухаживать за ними.)

— Какую картину нарисовал художник? (Чудную)

— Как вы думаете, какое время года описал А. Фет в своём стихотворении?

— Давайте вспомним, что бывает зимой.

• Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (Снег)

 

• Растет она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце припечёт —

Заплачет она и умрёт. (Сосулька)

— Ребята, чем мы с вами можем помочь природе?

— Как к ней нужно относиться? Почему?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити