РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

II СЕМЕСТР

 

УРОК 55

Тема. Сказка «Теремок». Подтверждение или отрицание утверждения, высказанного учителем по содержанию сказки. Воспроизведение, инсценировка диалогов из сказки

 

Цель: учить учащихся правильно формулировать вопросы; высказывать своё отношение к ситуации; развивать навыки аудирования текста, способность к речевому самоконтролю, фонематический слух; прививать любовь к труду; формировать критическое отношение к поступкам героев сказки; воспитывать чувство уважения к друзьям.

Оборудование: рисунки к игре «Какое слово спряталось»; рисунок к стихотворению А. Фета «Чудная картина»; мультфильм по мотивам русской народной сказки «Теремок»; рисунки к сказке «Колобок» и мультфильму «Ну, погоди!»; рисунки с изображением героев сказки «Теремок»; элементы костюмов к сказке «Теремок».

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Игра «Какое слово спряталось»

На доске учитель выставляет рисунки с изображением предметов, первые звуки которых могут составить слово природа.

 

 

— Какое слово мы можем «собрать» из первых звуков названий?

2. Беседа о природе

— Какое стихотворение о природе мы выучили на прошлом уроке?

— Давайте вместе выразительно расскажем его. (На доске — рисунок, который помогает вспомнить строчки стихотворения.)

— О каком времени года идёт речь? (Зима)

— Какие ещё времена года вы знаете?

— Когда возвращаются птицы с юга? (Весной)

— А когда вновь улетают в тёплые края? (Осенью)

— В какое время года птицы особенно нуждаются в нашей помощи? (Зимой)

— Почему?

— Как им можно помочь?

— А какое время года радует нас ягодами: клубникой, малиной, смородиной? (Лето)

— Чем вы любите заниматься летом? (Купаться, загорать, ходить в лес...)

— Зачем нужно любить и оберегать природу?

3. Вывод

Мы — хозяева нашей природы. Она для нас — кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Их надо охранять, открывать и показывать. Для рыбы нужны чистые водоёмы. Будем их охранять. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные. Будем охранять леса, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину.

По М. Пришвину

 

III. Сообщение темы и задач урока

— Сегодня на уроке мы познакомимся с русской народной сказкой «Теремок», отправимся в театр и сами станем героями представления и зрителями.

 

IV. Мотивация учебной деятельности учащихся

— Скажите, кто из вас был в театре?

— В каких театрах вы были? (ТЮЗ, кукольный театр.)

— Вы заметили, что в одних театрах героев сказок играют люди, а в других — куклы?

— Сегодня на уроке мы будем настоящими актёрами и настоящими зрителями. Ведь не только от актёров, но и от зрителей зависит, состоится представление или нет.

Учитель проводит беседу о правилах поведения в театре. Можно использовать видеофильм из киножурнала «Ералаш».

 

V. Работа по теме урока

1. Знакомство с текстом русской народной сказки «Теремок» (чтение учителем)

ТЕРЕМОК

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, мышка-норушка! А ты кто?

— А я — лягушка-квакушка.

— Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, мышка-норушка!

— Я, лягушка-квакушка.

— А ты кто?

— А я — зайчик-побегайчик.

— Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.

Идёт мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, мышка-норушка!

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— А ты кто?

— А я — лисичка-сестричка.

— Иди к нам жить!

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, мышка-норушка!

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— А ты кто?

— А я — волчок-серый бочок.

— Иди к нам жить!

Волк влез в терем. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

Вдруг идёт медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, мышка-норушка!

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— Я, волчок-серый бочок.

— А ты кто?

— А я — медведь косолапый.

— Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез-лез-лез — никак не получается. Вот и говорит:

— А я лучше у вас на крыше буду жить.

— Да ты нас раздавишь.

— Нет, не раздавлю.

— Ну, так полезай!

Влез медведь на крышу и, только уселся — трах! — затрещал теремок, упал на бок и развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.

Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!

2. Беседа по содержанию сказки «Теремок»

— Где стоял теремок? (В поле)

— Кто первым увидел теремок? (Мышка-норушка)

— Какие ещё звери прибежали в теремок? (Лягушка, зайчик, лисичка, волчок, медведь)

— Кто был последним жителем теремка? (Медведь)

— Почему зверятам пришлось строить новый теремок?

— Какой вопрос задавали звери, когда впервые видели теремок? (Кто в тереме живёт?)

— Что отвечали жители теремка? («Я»,— и называли своё имя.)

— А что они спрашивали все вместе у очередного гостя? (А ты кто?)

— Что предлагали жители теремка очередному гостю? (Иди к нам жить!)

3. Просмотр мультфильма по одноимённой русской народной сказке «Теремок»

4. Работа с текстом сказки «Теремок»

— Как звали мышку? (Норушка)

— Как вы думаете, почему? (Потому что она живёт в норке.)

— А как звали лягушку? (Квакушка)

— Почему? (Потому что она квакает.)

— Как звали зайчика? (Побегайчик)

— Я думаю, что его назвали так, потому что он всё время от кого-то убегает. То от волка, как в мультфильме «Ну, погоди!», то от лисицы, как в сказке «Колобок». А вы как думаете? (Дети высказывают своё мнение по данному вопросу. А учитель в подтверждение своих слов вывешивает на доске рисунки к сказке «Колобок» и мультфильму «Ну, погоди!»)

— А почему лисичку назвали сестричкой? Ведь она хитрая. Больше подошло бы название лисичка-хитрушка. (В этой сказке лисичка хорошая, такая же добрая жительница волшебного лесного домика, как и мышка, лягушка и др. Она очень мирно уживается с зайчиком в одном доме. Поэтому она — как сестричка,— добрая, дружелюбная.)

— Почему же волка называют серым бочком? Потому, что он ходит боком и выпачкал его серой краской? (Нет. Просто шуба у волка серого цвета. А бочок, потому что бок о бок живёт со всеми лесными жителями в дружбе.)

— А за что медведя прозвали косолапым? (Дети высказывают своё мнение по данному вопросу. Во время обсуждения имен героев сказки на доске появляются рисунки с их изображением.)

5. Инсценировка русской народной сказки «Теремок»

— Давайте ещё раз вспомним, как зовут действующих героев сказки. (Мышка- норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь косолапый)

— А как вы думаете, всех ли действующих лиц мы вспомнили?

— Кто рассказывает сказки? (Сказочник)

— Теперь, ребята, мы распределим роли.

— Все помнят, что зрители — это тоже участники представления?

Учитель распределяет роли и каждому герою одевает элемент костюма выбранного персонажа. Например: сказочнику — шляпу и шарф; мышке — ушки и хвостик; лягушке — маску и т. д.

— Каким голосом разговаривает мышка? (Писклявым)

— А медведь? (Громким, грубым)

— А лисичка? (Мягким, ласковым) И т. д.

— Итак, сказка начинается.

Дети (с помощью учителя) начинают инсценировать сказку, имитируя голоса животных. Сказку можно проинсценировать несколько раз, выбирая других исполнителей ролей животных.

 

VI. Итог урока

Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам — урок.

— Почему говорят, что сказка — ложь? (Потому что звери не живут в теремках и не разговаривают человеческим языком.)

— А какой «урок» преподнесла нам эта сказка, чему научила?

— В народе говорят: «Птица сильна крыльями, а человек — дружбой»; «Где труд — там и радость».

Вот и вы цените дружбу, помогайте друг другу, не ленитесь — и тогда всё у вас будет получаться, любая работа — спориться.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити