РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

II СЕМЕСТР

 

УРОК 56

Тема. Село. В поле, на огороде. Усвоение новых слов. Соотнесение слов с изображениями предметов

 

Цель: познакомить учащихся с новыми словами — названиями инвентаря для обработки земли, овощей; формировать навыки монологической речи; расширять знания и представления учащихся о селе; работе на огороде и в поле; развивать речь, умение мыслить логически; прививать любовь к труду; воспитывать уважение к людям труда.

Оборудование: рисунки сельхозтехники; образцы пшеничного, ржаного хлеба; рисунки колосьев ржи, овса, пшеницы, кукурузы; иллюстрация «Огород»; рисунки к игре «Чем я работаю на огороде».

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Повторение выученного на прошлом уроке. Инсценировка сказки «Теремок»

— Почему в народе говорят: «Где труд — там и радость»?

2. Работа по развитию фонематического слуха

Составление звуковой схемы слова теремок.

— Что такое теремок? (Домик)

Комментарий: терем — поднятое высокое жилое здание или часть его. Отдельный терем, теремок — боярский замок, одинокий домик в виде башни.

— Из каких звуков состоит это слово?

[т'] [э] [р'] [э] [м] [о] [к]

Во время произношения учитель на доске, а дети на партах выкладывают звуковую модель слова теремок.

image51

 

III. Сообщение темы и задач урока

— Сегодня на уроке мы поговорим о жизни и работе людей в селе; узнаем, что дают нам поле и огород.

 

IV. Мотивация учебной деятельности учащихся

— Что называют селом?

— Чем занимаются люди в селе?

— Что дают нам поле, огород?

— На все эти вопросы мы и будем искать ответы сегодня на уроке.

 

V. Работа по теме урока

Комментарий: село — обустроенное и заселённое крестьянами место, в котором есть церковь. Село состоит из нескольких раскинутых деревенек, приписанных к одному приходу.

— Люди, живущие в селе, хорошо знают, что на полях выращивают пшеницу, подсолнухи, сахарную свёклу, картошку. На фермах разводят и ухаживают за коровами, овцами, свиньями.

1. Беседа по картинкам. отгадывание загадок

На картинках — трактора с плугом, бороной, сеялкой; комбайн убирает пшеницу.

• Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет —

Семь плугов тащит. (Трактор)

— Посмотрите на рисунки. Что вы видите? Как называют эти машины? (Трактор, комбайн, грузовик)

• Среди моря я живу,

Я — корабль!

Я плыву!

Море жёлтое колышется,

В море жаворонок слышится. (Комбайн)

 

• Шумело на просторе

Золотое море.

Пароход пришёл —

Выпил море и ушёл. (Комбайн)

 

• Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней? (Машина-грузовик)

— Что делает трактор на первой картинке? (Пашет землю)

— Это трактор с плугом. Плугом пашут землю.

• Железный нос

В землю врос.

Роет, копает,

Зеркалом сверкает. (Плуг)

— Кто работает на тракторе? (Тракторист)

— Посмотрите на второй рисунок. Что вы видите?

— Это бороны. Они рыхлят землю.

• Зубастый крокодил

Всё поле избороздил. (Борона)

— А на этом рисунке трактор выполняет уже другую работу. Что прикреплено к трактору?(Сеялка)

• За трактором по полю ходит она,

Отборного ей насыпают зерна.

А где её след чуть заметный ложится,

Там буйно потом урожай колосится. (Сеялка)

— Что делают люди в поле? (Сеют хлеб.)

— Что же мы видим на последнем рисунке? (Комбайн. На комбайне — комбайнер. Он убирает урожай. В машине — шофёр. Он возит зерно.)

— Из чего выпекают хлеб? (Из зерна)

— Хлеб бывает разный — белый, серый, чёрный. (Демонстрация)

— А цвет его зависит от того, из какой муки его выпекают — пшеничной, ржаной или кукурузной...

Колосья в поле только кажутся одинаковыми, а на самом деле они разные. Посмотрите.

 

 

— Соотнесите рисунок с названиями растений.

• С неба

Солнце золотое

Золотые льёт лучи.

В поле дружною стеною

Золотые

Усачи. (Пшеница)

 

• Что две недели зеленится,

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает,

Две недели подсыхает? (Рожь)

 

• В поле — метёлкой,

В мешке — золотом. (Овёс)

 

• У закутанных девиц

Волос ветер шевелит. (Кукуруза)

— Где можно встретить эти растения? (В поле)

• Зимой бело,

весной черно,

летом зелено,

осенью стрижено. (Поле)

 

• В долг зерно возьмёт —

Каравай вернёт. (Поле)

2. Итоговая беседа

— Какие машины работают в поле?

— Как называется профессия человека, который работает на комбайне? на тракторе?

— Что делает трактор в поле? (Плугом — пашет, бороной — рыхлит, сеялкой — сеет.)

— А комбайн? (Убирает хлеб с полей.)

— А шофёры нужны для работы в поле? (Да, они на машинах вывозят зерно с полей.)

3. Работа с картинкой «огород»

— Что вы видите на картинке? (Огород)

— Весной и летом трудятся люди на грядках. Добром платит огород за труд. Зреет садовая земляника. Ягоды растут на низких кустиках. Поспели морковка, репка. Скоро лопнут стручки горошка. У забора стоит жёлтая головка на крепкой ножке. Красив подсолнух! Что за плод лежит около узкой дорожки? Круглый, гладкий, на вкус сладкий. Вспомнили загадку? Сочный арбуз созреет к концу августа.

— Что ещё растет на огороде?

• Летом — в огороде,

Свежие, зелёные,

А зимою — в бочке,

Крепкие, солёные. (Огурцы)

 

• Снаружи красна,

Внутри бела,

На голове хохолок —

Зелёненький лесок. (Редиска)

Выходят дети в костюмах овощей и загадывают загадки.

• Над землёй трава,

Под землёй алая голова. (Свёкла)

 

• В огороде вырастаю.

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут

И так едят. (Помидоры)

 

• За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь — очень гладкая,

На вкус — как сахар сладкая. (Морковь)

 

• Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи,

Меня ищи. (Капуста)

 

• Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили? (Картошка)

 

• Он никогда и никого

Не обижал на свете.

Чего же плачут от него

И взрослые, и дети? (Лук)

— Как можно назвать одним словом всех наших гостей? (Овощи)

4. Игра «Чем я работаю на огороде»

Комментарий: из всех инструментов нужно выбрать лишь те, которые пригодятся для работы на огороде.

Лейка, грабли, ножницы, отвёртка, лопата, сапка, ведро, молоток, плоскогубцы.

Учащихся можно объединить в две команды. Команда, которая быстрее и без ошибок справится с поставленной задачей, считается победившей.

 

VI. Итог урока

1. Игра «Что куда посадим»

Комментарий: первая команда «работает» на огороде, вторая — в поле.

В общей коробке лежат рисунки или муляжи зерновых культур и овощей. Какая команда быстро и правильно выберет необходимые рисунки (муляжи), та и победит.

2. Беседа

— Чем вы занимались на уроке?

— Какие новые слова запомнили?

— Какое задание было, на ваш взгляд, самым интересным?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити