РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

II СЕМЕСТР

 

УРОК 58

Тема. Труд людей в селе, профессии. Удвоение слов. Слоговой анализ, определение ударения. Моделирование слов

 

Цель: познакомить учащихся с профессиями в селе; расширять их словарный запас; развивать логическое мышление; тренировать в правильном произношении слов, определении ударного слова; развивать фонематический слух; воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда.

Оборудование: предметные рисунки к игре «Найди своё место».

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Игра «Найди своё место»

На партах у учащихся лежат карточки с изображениями фруктов и цветов.

— Поставьте цветы в вазу, а фрукты положите на тарелку.

 

III. Сообщение темы и задач урока

Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим о том, чем занимаются люди в селе и как называются их профессии. Будем определять ударный слог и составлять звуковые модели слов.

 

IV. Мотивация учебной деятельности учащихся

— С давних пор кормит людей матушка-земля. Это волшебная кладовая. Положишь в неё горстку зерна — получишь сто горстей. Спрячешь одну картофелину — вытащишь десяток. Посадишь маленькое семечко огурца — сорвешь много хрустящих огурчиков. Посеешь мешок пшеницы — соберешь богатый урожай хлеба.

Земля щедра к человеку. Но и люди добры к ней. Они пашут и удобряют землю, сажают и поливают растения.

Люди любят свою землю-кормилицу.

Чем ещё занимаются люди в селе и как называются их профессии, мы узнаем сегодня на уроке.

 

V. Работа по теме урока

1. Вступительная беседа

ПАХАТЬ ПОРА

Вешний день. Пахать пора.

Вышли в поле трактора.

По холмам идут горбатым.

Их ведут отец мой с братом.

Я вдогонку им спешу,

покатать меня прошу.

А отец мне отвечает:

— Трактор пашет, не катает.

Погоди-ка, подрастёшь —

сам такой же поведёшь!

П. Воронько

Стихотворение читает заранее подготовленный ребёнок.

— Кто работает на тракторе? (Тракторист)

— Какие ещё профессии нужны для работы в поле? (Комбайнер, шофёр)

— А как называется человек, который ухаживает за садом? (Садовник)

— Но не только землю обрабатывают колхозники.

— Кто даёт молоко? (Корова)

— А ухаживают за коровой пастух и доярка.

Каждое утро выгоняет пастух стадо на пастбище. Там коровы едят траву и, как настоящие большие машины, перерабатывают её на молоко.

А когда стадо возвращается в коровник, его ждет доярка. Доярка доит коров. Машины увозят молоко в город. Там на заводах из молока делают.

— Какие молочные продукты вы знаете? (Сыр, кефир, творог, ряженка, брынза.)

Можно показать сюжетные картинки: 1) стадо коров, пастух; 2) коровник, доярка доит коров; 3) машины везут молоко в город, на завод, в магазины.

— А ещё в колхозах есть свинофермы. Кого разводят на свинофермах? Угадайте!

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах копытца.

Ест и пьёт он из корытца. (Поросёнок)

— А как ухаживают за поросятами, вы узнаете из стихотворения С. Михалкова «Анна-Ванна-бригадир».

АННА-ВАННА-БРИГАДИР

— Анна-Ванна, наш отряд

Хочет видеть поросят!

Мы их не обидим:

Поглядим и выйдем!

— Уходите со двора,

Лучше не просите!

Поросят купать пора,

После приходите.

— Анна-Ванна, наш отряд

Хочет видеть поросят!

И потрогать спинки —

Много ли щетинки?

— Уходите со двора,

Лучше не просите!

Поросят кормить пора,

После приходите.

— Анна-Ванна, наш отряд

Хочет видеть поросят!

Рыльца — пятачками?

Хвостики — крючками?

— Уходите со двора,

Лучше не просите!

Поросятам спать пора,

После заходите.

— Анна-Ванна, наш отряд

Хочет видеть поросят!

— Уходите со двора,

Потерпите до утра.

Мы фонарь уже зажгли,

Поросята спать легли!

— Как ухаживала Анна-Ванна за поросятами? Что она делала сначала? (Купала)

— А потом? (Кормила)

— Почему потом Анна-Ванна не разрешила ребятам посмотреть на поросят? (Они легли спать.)

2. Деление слов на слоги, определение ударного слога

— За какими животными ухаживают колхозники? (За коровами, поросятами)

— Сколько слогов в слове корова? (Три)

— Какой слог ударный? (Второй)

Аналогичная работа проводится со словом поросёнок.

3. Составление звуковых моделей слов Пастух, стадо, шофёр, телёнок.

image55

 

VI. Итог урока

— О каких профессиях мы говорили сегодня на уроке?

— Кто ухаживает за коровами?

— А за поросятами?

— А кто пашет землю?

— Как вы думаете, какими качествами должен обладать работник на селе? (Трудолюбие, бережное отношение к земле-матушке, любовь и заботливое отношение к своим питомцам.)





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити