РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

II СЕМЕСТР

 

УРОК 59

Тема. Село. Закрепление изученных слов по теме. Деление слов на слоги, выделение ударного гласного. Изменение значения слов способом добавления или удаления одного звука в слове

 

Цель: закрепить умение делить слова на слоги, выделять ударный гласный звук; расширять знания учащихся по теме «Село»; развивать культуру речи, умение логически выражать свою мысль; прививать любовь к труду.

Оборудование: предметные рисунки.

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Сообщение темы и задач урока

— Сегодня на уроке мы вспомним всё, что знаем о труде людей в селе, о том, что выращивают в садах и на огородах. Узнаем, почему в народе говорят: «Доплясались, что без хлеба остались».

 

III. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Слушание рассказа Я. Тайц «Всё здесь»

Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев в нём видимо-невидимо. И все немножко усатые. Надя спросила:

— Бабушка, а тут что растёт?

— Хлеб, внученька!

— Хлеб?! А булки где?

— Булки здесь, внученька.

— А баранки?

— И баранки здесь.

— А пряники?

— И пряники здесь. Всё здесь, внученька.

Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники?

2. Беседа по содержанию рассказа

— Правду ли сказала бабушка?

— Где же растут булки и пряники?

— Кто работает на поле?

— Что делают плугом? бороной? сеялкой?

— Каким зерном засевают поля? (Рожью, пшеницей, овсом, кукурузой)

3. Фонетическая работа

— Разделите на слоги слова. Назовите ударный гласный звук.

Рожь, пшеница, овёс, кукуруза.

На доске вывешены предметные картинки: трактор, поле, комбайн, машина.

Учащиеся делят слова на слоги, определяют ударный гласный звук.

4. Беседа

— Зачем нужны эти инструменты? (Рисунки: грабли, лопата, лейка, сапка.)

— Где ими работают? (На огороде)

— Что растёт на огороде?

— А в саду?

5. Фонетическая работа

— Послушайте рассказ про Лушу и лужу.

Луша вышла погулять. Надела шаль. На пути у неё была большая лужа.

Луша обошла лужу, но Лушина шаль упала в лужу. Ах, как жаль шёлковую шаль!

— Чем отличаются слова Луша и лужа по звучанию? (Звуками [ш], [ж])

— А что обозначают эти слова? (Луша — имя девочки, лужа — вода после дождя, скопившаяся на земле.)

— Послушайте ещё раз последнее предложение и скажите, какие слова в нём отличаются одним звуком. (Жаль — шаль; [ж] — [ш])

6. игра «Составь новое слово»

Лей — сей

шёл — вёл

пёс — нёс

роет — воет

рот — кот

лак — мак

зуб — суп

кит — кот — рот — крот

почка — бочка — кочка — качка

бутон — батон — барон

дым — дом — дам

ёлка — чёлка — пчёлка

сею — вею — вою — мою — пою

Комментарий: изменяя один звук, нужно изменить смысловое значение слова. В качестве подсказки работу можно сопровождать демонстрацией предложенных картинок.

 

IV. Закрепление изученного материала

1. Слушание украинской народной сказки «Колосок»

2. Беседа по содержанию сказки

— Кто нашёл колосок?

— Кто его обмолотил? на мельницу отнёс?

— Что ещё делал петушок? (Тесто месил, пироги пёк)

— А мышата что делали?

— Почему петушок не угостил мышат пирогами?

— Как назвал петушок мышат? (Лодыри и лентяи)

— Про кого в народе говорят: «Доплясались, что без хлеба остались»? (Про лентяев и бездельников)

— Можно ли получить хороший урожай, если будешь лениться и бездельничать?

— Вырастут ли овощи на огороде, если их не поливать, не пропалывать?

 

V. Итог урока

— Без труда — нет плода! Поэтому за любое дело берись смело. И тогда и хлеб на столе будет, и пряники, и картошка, и капуста, и морковь, и горох, и яблоки с грушами. И всё это даст нам с вами земля-матушка, отблагодарит за хорошую работу.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити