РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

II СЕМЕСТР

 

УРОК 64

Тема. К. И. Чуковский «Федорино горе». Соотнесение текста с рисунками. Заучивание отрывков сказки. Чтение отрывков сказки в лицах. Составление реплик диалога по рисунку и словосочетаниям

 

Цель: познакомить учащихся со сказкой К. И. Чуковского «Федорино горе»; учить соотносить текст с рисунками; совершенствовать навыки выразительного чтения наизусть по ролям отрывков сказки; развивать фонематический слух, умение логически мыслить при составлении реплик диалога по рисунку и словосочетаниям; формировать критическое отношение к поведению людей; воспитывать любовь к труду.

Оборудование: портрет К. И. Чуковского; рисунки к сказке «Федорино горе»; запись мультфильма по одноименной сказке.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Сообщение темы и цели урока

Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с замечательной сказкой известного русского сказочника Корнея Ивановича Чуковского «Федорино горе». Отправимся снова в наш с вами импровизированный театр и проинсценируем отрывок из этой сказки.

 

III. Мотивация учебной деятельности учащихся

— Корнея Ивановича Чуковского в России дети называют ласково — дедушкой, потому что этот замечательный поэт написал очень много добрых сказок для детей. Это и «Федорино горе» — сказка, с которой мы познакомимся сегодня на уроке, а также известная, и я думаю, любимая вами «Муха-Цокотуха», и «Мойдодыр», и «Тараканище», и другие сказки. А ещё дедушка Корней очень любил шутить с малышами и поэтому придумывал для них загадки. Вот некоторые из них. Попробуйте отгадать!

• Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо,—

Такое тёплое, такое

Пушистое и золотое. (Яйцо и цыплёнок)

 

• Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня! (Крапива)

 

• Паровоз Без колёс!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошёл —

Прямо по морю пошёл. (Пароход)

 

• Была телега у меня,

Да только не было коня,

И вдруг она заржала,

Заржала-побежала.

Глядите, побежала

телега без коня! (Грузовик)

Ответы на загадки сопровождаются демонстрацией рисунков.

— Скажите, понравились ли вам загадки?

— Хотите ближе познакомиться с творчеством дедушки Корнея?

 

IV. Работа по теме урока

1. Просмотр мультфильма по одноимённой сказке К. и. Чуковского «Федорино горе» (или выразительное чтение учителя, подтверждённое иллюстрациями к сказке)

— Почему посуда обиделась на Федору?

— Вернулась ли посуда к Федоре?

— Как Федора просила прощения? (Ой, вы бедные сиротки мои...)

2. Соотношение текста и рисунка

— Найдите картинку к словам сказки.

Картинка № 1. Посуда убегает от Федоры, грязная, пыльная. Коза наблюдает за этим.

Испугалася коза,

Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?

Ничего я не пойму».

— Кто испугался? (Коза)

— Что она сказала?

Картинка № 2. За посудой бегут два кота.

«Эй вы, глупые тарелки,

Что вы скачете, как белки?

Вам ли бегать за воротами

С воробьями желторотыми?»

— Почему коты назвали тарелки глупыми?

Картинка № 3. Посуда бежит, а навстречу ей — курица.

Мимо курица бежала

И посуду увидала:

«Куд-куда! Куд-куда!

Вы откуда и куда?!»

— Что сказала курица, когда увидела посуду?

Картинка № 4. Идёт усталая посуда, а за ней ковыляет Федора.

«Ой, вы бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой».

— Как Федора назвала свою посуду? (Бедные сиротки) Почему?

Картинка № 5. Федора моет посуду.

«Долго, долго целовала

И ласкала их она,

Поливала, умывала,

Полоскала их она».

— Покажите, как Федора мыла свою посуду.

Картинка № 6. Федора за столом пьет чай.

«...Кушай, кушай, Федора Егоровна!»

— Чем отблагодарила посуда Федору?

3. Заучивание отрывков из сказки (по выбору учителя)

4. Чтение отрывков сказки по ролям

— А теперь я приглашаю всех в наш театр.

Вспоминаем, как ведут себя зрители и артисты.

Учитель распределяет роли и выдаёт артистам элементы костюмов: Федоре — платок на плечи; кастрюлям (2 шт.) — шапочки-короны с рисунками кастрюль; метлу, блюдца, самовар.

Слова автора читает учитель.

 

V. Итог урока

— Как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? («Федорино горе»)

— Кто её написал? (К. И. Чуковский)

— Как называют дети К. И. Чуковского? (Дедушкой)

— Почему?

— Понравилась ли вам сказка «Федорино горе»? Чем?

— Чему она вас научила?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити