РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

II СЕМЕСТР

 

УРОК 66

Тема. К. И. Чуковский «Айболит». Понимание фактического содержания текста (кто, что, где, когда, как). Выполнение коротких инструкций, данных в тексте

 

Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством К. И. Чуковского, познакомить со сказкой «Айболит»; формировать навыки диалогической и монологической речи; учить выполнять короткие инструкции, данные в тексте; воспитывать вежливость, чуткость по отношению к друзьям и взрослым.

Оборудование: диск с записью мультфильма по сказке К. Чуковского «Айболит»; рисунки-отгадки (ёж, машина, расческа); элементы костюмов к инсценировке третьей части сказки.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Сообщение темы и цели урока

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной сказкой К. И. Чуковского — «Айболит».

 

III. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель. Сегодня на уроке вы не только узнаете, почему К. И. Чуковский так назвал свою сказку, а также отправитесь в волшебное путешествие через леса, океаны, высокие горы и кручи. Готовы к преодолению препятствий? Поехали!

 

IV. Актуализация опорных знаний учащихся

Вступительная беседа

— С какими сказками К. И. Чуковского мы уже знакомы? («Федорино горе», «Мойдодыр»)

— Как вы думаете, почему дедушка Корней так назвал сказку — «Мойдодыр». Давайте вместе произнесем её название: «Мой-до-дыр». (Ответы детей.)

— А вот в названии сегодняшней сказки тоже есть тайна. Давайте вместе произнесём его и внимательно вслушаемся: «Ай-болит».

— Когда так говорят: «Ай, болит!»?

— А кто помогает детям выздороветь? (Врачи, доктора)

— На прошлых уроках мы говорили, что дедушка Корней очень любил шутить с детьми, а особенно загадывать им загадки. Секрет названий сказок мы уже разгадали. А вот — и новые загадки от Корнея Ивановича!

• Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ёж)

 

• Маленькие домики по улице бегут,

Мальчиков и девочек домики везут. (Автомашины)

 

• Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (Гребешок, расческа)

— Молодцы, ребята, вы вновь справились с хитринками-загадками весёлого писателя.

 

V. Работа по теме урока

Знакомство со сказкой К. И. Чуковского «Айболит»

Частично текст читает учитель, а частично идёт просмотр эпизодов из мультфильма.

1. Чтение первой и второй частей сказки учителем

— Каким был доктор Айболит? (Добрым)

— Кого укусила оса? (Лисицу)

— Почему пришёл Барбос? (Курица клюнула в нос.)

— Почему прибежала зайчиха? Что она закричала? (Мой зайчик, мой мальчик попал под трамвай!)

— Где он бегал? (По дорожке)

— Что сказал Айболит? (Подавайте его сюда!)

— Как доктор вылечил заиньку? (Доктор пришил ему ножку.)

— Что закричала зайчиха-мать, когда увидела, что заинька прыгает снова? (Ну, спасибо тебе, Айболит!)

2. Чтение третьей части сказки «Айболит». работа по содержанию

Эту часть можно проинсценировать, заранее подготовив некоторых учащихся.

— Что принёс шакал? (Телеграмму)

— Что случилось в Африке? (Заболели малыши.)

— Был ли указан адрес в телеграмме? (Да)

— Как вы думаете, доктор поможет больным малышам?

3. Чтение (или просмотр эпизодов мультфильма) четвёртой, пятой и шестой частей. работа по содержанию

— Кто первым пришёл на помощь Айболиту? (Волк)

— Какое слово неустанно твердил Айболит? (Лимпопо)

— Кто помог Айболиту переправиться через океан? (Кит)

— Как только на пути доктора встали горы, кто пришёл ему на помощь? (Орлы)

— Как вы думаете, доберется доктор до больных или нет?

4. Чтение (или просмотр эпизодов мультфильма) седьмой и восьмой частей сказки «Ай6олит». работа по содержанию

— У кого болел животик? (У бегемотиков)

— Чем болели страусята? (Корь, дифтерит, оспа, бронхит)

— Что болело у малюток-акулят? (Зубки)

— Где прикорнула зубастая акула? (На солнышке)

— Что кричал Айболит, когда увидел Африку? (Да здравствует милая Африка!)

— Что кричала детвора? (Приехал, приехал! Ура! Ура!)

— Чем доктор лечил малышей? (Шоколадом, гоголем-моголем)

5. Чтение последней, девятой части сказки. работа по содержанию

— Что делали звери, когда выздоровели? (Смеялись, баловались, плясали, подмигивали...)

6. Выполнение коротких инструкций, данных в тексте

— И акула Каракула                  (Учащиеся друг другу подмигивают.)

Правым глазом подмигнула.

— А малютки бегемотики            (Учащиеся хватаются за животики и смеются, раскачиваясь в разные стороны.)

Ухватились за животики

И смеются, заливаются.

И пошли они смеяться,               (Учащиеся танцуют, веселятся.)

И плясать и баловаться...

И кричит он, и поёт он:              (Учащиеся радостно вслед за учителем проговаривают слова Гиппопотама.)

«Слава, слава Айболиту!

Слава добрым докторам!»

 

VI. Итог урока

— Понравилась ли вам сказка?

— Кто её автор?

— Почему сказка имеет такое название?

— Какие сказки Корнея Чуковского вы знаете?

— Что больше всего понравилось на уроке?





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити