РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

II СЕМЕСТР

 

УРОК 67

Тема. Закрепление изученного материала. Слушание-понимание содержания небольшого рассказа (сказки). Произношение предложений, которые сумели запомнить. Ответы на вопросы по содержанию рассказа (сказки)

 

Цель: совершенствовать у учащихся навыки употребления грамматических структур в устной речи на уровне словосочетания, предложения; развивать память, логическое мышление; расширять знания детей о смене времен года, дня и ночи и т. д.; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: портрет В. Даля; иллюстрации с изображением времен года.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Работа над чистотой речи

1) Чистоговорка

Ло-ло-ло — папа взял в сарай сверло.

Ла-ла-ла — мама клещи принесла.

Лу-лу-лу — бабушка дала пилу.

Ли-ли-ли — папа строит корабли.

Ле-ле-ле — он их строит на земле.

2) Скороговорка

От топота копыт пыль по полю летит.

2. Игра «Что ты запомнил»

Комментарий: учитель читает предложения, а учащиеся схематически записывают его. Потом по схеме читают вслух. Один учащийся работает у доски. Проверка — взаимопроверка.

У Алёши был ёжик.

Он жил в комнате.

Друзья любили вместе играть.

 

III. Сообщение темы и задач урока

Учитель. Сегодня мы прослушали замечательную сказку В. И. Даля «Старик- годовик». Будем отвечать на вопросы, которые поставит перед нами автор. Проверим, кто будет на уроке самым внимательным.

 

IV. Мотивация учебной деятельности учащихся

— Владимир Иванович Даль составил самый большой словарь русского языка. Назывался он «Толковый словарь русского языка». Владимир Иванович жил 200 лет назад и был человеком очень увлекающимся. Он любил собирать. Как вы думаете, что можно собирать? (Ответы детей.) А любил он собирать слова. 53 года своей жизни Даль собирал слова, а ещё — пословицы, поговорки, сказки и загадки. Существуют целые сборники сказок, которые обработал и пересказал В. И. Даль. С одной из таких сказок мы сегодня познакомимся. Узнаем, чему учит эта сказка, что таит в себе.

 

V. Работа по теме урока

1. Чтение сказки В. И. Даля «Старик-годовик» учителем

СТАРИК-ГОДОВИК

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвёртый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнёт птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.

В. И. Даль

— Понравилась ли вам сказка В. И. Даля?

2. Работа по содержанию сказки

— О каких первых трёх птицах идёт речь? Почему повеяло холодом? (Зима — декабрь, январь, февраль)

— Когда второй раз махнул рукавом старик, что вылетело из его рукава? (Весна и три весенние месяца: март, апрель, май.)

— Какие изменения произошли в весенней природе? (Стал таять снег, показались цветы.)

— Когда старик махнул третий раз, что произошло в природе? (Стало жарко, душно, знойно.)

— Чем стали заниматься люди? (Жать рожь.)

— О каком времени года идёт речь? (О лете)

— Назовите летние месяцы. (Июнь, июль, август)

— А что же произошло, когда старик-годовик в четвёртый раз махнул рукавом? (Подул холодный ветер, посыпался дождь, залегли туманы.)

— Описание какого времени года вы узнали? (Осени)

— Назовите осенние месяцы.

— По сколько крыльев было у каждый птицы? (По четыре)

— А перьев в каждом крыле? (По семь)

— Что же это за четыре крыла, как вы думаете? (Количество недель в каждом месяце.)

— А что за семь перьев? (Количество дней в неделе.)

• Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний —

Появляется передний. (Дни недели)

— А что же это за перья, каждое — со своим именем? (Дни недели)

— Почему одна половина перышка чёрная, а другая — белая? (День и ночь)

• Друг за дружкой чередой

Мирно ходят брат с сестрой.

Братец будит весь народ,

А сестра, наоборот,—

Спать немедленно зовёт. (День и ночь)

— Как вы думаете, почему сказка называется «Старик-годовик»? (Времена года, месяцы, недели, дни составляют год. Годовик — от слова «год».)

• На первую ступеньку

Встал парень молодой,

К двенадцатой ступеньке

Пришёл старик седой. (Год)

 

VI. Итог урока

— Молодцы, ребята, вы очень хорошо потрудились и ответили на все вопросы. Вот вам последняя загадка.

Ежегодно приходит к нам в гости:

один седой, другой молодой,

третий скачет, а четвёртый плачет. (Времена года)

—  Мы сегодня вспомнили о временах года, о названиях месяцев и дней недели, о количестве недель в каждом месяце. И помогла нам в этом сказка «Старик-годовик», которую рассказал... (В. И. Даль).





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити