УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ (к учебнику Е. И. Самоновой) - 2015 год

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 12. ТЕКСТ. ТИПЫ ТЕКСТОВ

Цель: учить четвероклассников различать типы текстов и их стилистические особенности; развивать умение применять знания о тексте в процессе построения собственных высказываний; воспитывать чувство прекрасного.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ

I. Вводно-мотивационный этап.

1. Объявление темы, задач урока.

2. Мотивация.

Какие типы текстов существуют? Как их различать? Каковы особенности каждого типа текста? Зачем это нужно знать?

II. Операционно-познавательный этап.

3. Речевая разминка: упр. 67. Чтение стихотворения, отработка навыков выразительного чтения, русского литературного произношения. Определение ключевых слов, помогающих передать состояние природы.

Выполнение дополнительного задания: заучивание отрывка наизусть и запись его по памяти.

4. Работа с таблицей, содержащей теоретический материал: упр. 68. Усвоение теоретической информации о типах текстов и их отличительных особенностях.

5. Выполнение упр. 69. Закрепление полученных знаний, определение типа текста по отличительным особенностям, с которыми ученики ознакомились при выполнении упр. 68.

6. Выполнение упр. 70. Определение типа текста по его началу.

Выполнение задания на выбор: распространение текста по его началу так, чтобы получился предусмотренный в задании тип текста.

7. Работа с дополнительным теоретическим материалом.

Запомните! В тексте могут сочетаться несколько его типов.

Прочитайте. Какие типы текстов содержатся в этом отрывке?

Осень в лес пришла. Зелёными остались только сосны и ёлки, другие деревья стали делаться ж..лтыми, рыжими, красными. Но больше всего, конечно, ж..лтыми. И листья с них полетели - плывёт по воздуху листок, падает в траву, шелестит - шшу-шшу-шшурх! Ветер холодный между деревьями шумит — чшу-чшу-чшух!

Обрадовалась лиса Лариска - вот как хорошо всё выходит, думает она, ж..лтые да рыж..е листья на мою шкуру похожи. Наметёт их ворохами1 по канавам, спрячусь я туда и подстерегу зайца Коську. Он-то меня среди ж..лтых и рыжих листьев не заметит, а я его ам - и с..ем!

А заяц Коська первый год на свете жил, осени ещё не видел. И очень боязно ему было - ночью спать не может. Шум кругом стоит, шелест, а ему кажется - подползает кто-то, с..есть его собирает(?)ся. Смотрит он, смотрит в темноту, глаза лапами продирает, а всё ничего не видать.

Утром встал, холодной водой глаза промыл. «Пойду-ка я, - решил он, - похожу, поброжу, с ежом Кирюхой поговорю. Он четвёртый год на свете живёт, может, расскажет что-нибудь».

Н. Грибачёв

Прочитайте описание в тексте. Что именно описывается в этой части?

Какая часть текста отвечает на вопрос: почему? Что именно объясняется в этой части?

Прочитайте рассуждение в тексте. О чём рассказывается в этой части текста?

Прочитайте часть текста - повествование.

Выпишите слова с пропущенными буквами и объясните их написание.

8. Задание на выбор: упр. 71. Составление собственного текста заданного типа.

III. Коррекционно-оценочный этап.

9. Обобщение и систематизация изученного: упр. 72.

10. Пояснение дифференцированного домашнего задания: упр. 73.

11. Самооценка и оценивание учителем учебных достижений учащихся.

_______________________________________

1 Во́рох - большое количество чего-либо, собранного в кучу.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити