УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ (к учебнику Е. И. Самоновой) - 2015 год

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 15. МОНОЛОГ. ВЫБОРОЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА-ПОВЕСТВОВАНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАССУЖДЕНИЯ

Цель: учить четвероклассников выборочно пересказывать текст- повествование с элементами рассуждения; совершенствовать умение давать полные ответы на вопросы, аргументируя их и подбирая доказательства; развивать память, логику мышления, внимание, монологическую речь; воспитывать бережное отношение к лесу.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ

I. Вводно-мотивационный этап.

1. Объявление темы, задач урока.

2. Мотивация.

Сегодня на уроке мы будем не просто пересказывать текст, а учиться выбирать главное, высказывать своё мнение. Для этого следует быть внимательными и сосредоточенными.

II. Операционно-познавательный этап.

3. Речевая разминка: упр. 88. Чтение стихотворения. Выражение отношения к прочитанному.

Выполнение дополнительного задания: запись последних двух строк стихотворения по памяти.

4. Речевая задача. Прочитайте текст, записанный на доске. К какому типу относится данный текст? Аргументируйте свой ответ.

Лес - наше богатство! Это разнообразный мир животных, птиц и растений. Лес не только снабжает людей ценными породами древесины, пушниной, лекарственными растениями, грибами и ягодами, но и даёт ни с чем не сравнимую радость общения с живой природой. Берегите лес!

Л. Страхова

Дополнительное задание: как вы понимаете призыв «Берегите лес!»? Подберите свои доказательства о пользе леса.

5. «Петрушкины забавы»: упр. 89. Отгадывание загадки. (Ответ дан на с. 174 учебника.)

Отгадайте загадки.

Неразлучные сестрички

Золотистые косички

Прячут в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

(Грибы-лисички)

Гнуть над ним не стоит спину,

Не украсит он корзину...

Знают люди с давних пор:

Несъедобен ... (мухомор)!

Прослушайте стихотворения. О каком времени года рассказывается в них? Как вы это определили?

В скоростной карете мчится

Королева льда,

Ветер крыльями стучится

В сонные дома.

Расцветают скверы, парки

Снежной белизной.

И мороз возводит арки

Над тропой лесной.

По Т. Боковой

Тучи в небе синем,

Пожелтел наш сад.

Листья на рябине

Золотом горят.

Не слыхать весёлых

Песен соловья.

Улетели птицы

В дальние края.

По А. Ерикееву

6. Прочитайте текст. О чём в нём идёт речь? Согласны ли вы с автором, что зимой лесным птицам и зверям нужно особое внимание?

СКОРО ЗИМА

Я люблю бродить по лесу поздней осенью. Кусты и деревья давно сбросили листья. Они пожелтели от осенних дождей. Опавшая листва не шуршит под ногами. Иногда от ёлки к ёлке перелетают птицы. Протяжно и грустно свистит в ельнике рябчик. Лес угрюм. Но скоро он станет иным. Весь посветлеет, оденется в снежный убор. На чистой белой скатерти отпечатается цепочка звериных и птичьих следов. Они о многом могут рассказать человеку и напомнить, что зимой особенно надо позаботиться об обитателях леса.

По Г. Скребицкому

7. Работа с текстом: упр. 90.

Чтение текста учащимися.

Определение типов речитемы и основной мысли текста.

Работа по содержанию текста.

8. Выполнение упр. 91, содержащего теоретический материал.

Пересказ отрывков сказки при соблюдении основных требований к устному высказыванию.

III. Коррекционно-оценочный этап.

9. Обобщение и систематизация изученного: упр. 92.

10. Пояснение домашнего задания: упр. 93.

11. Самооценка и оценивание учителем учебных достижений учащихся.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити