УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ (к учебнику Е. И. Самоновой) - 2015 год
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
Урок 38. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА. УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ
Цель: углублять знания учащихся об устойчивых сочетаниях слов, их роли в речи; совершенствовать умение определять значение устойчивых сочетаний слов с опорой на рисунки; развивать наблюдательность, логику мышления; воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ
I. Вводно-мотивационный этап.
1. Объявление темы, задач урока.
2. Мотивация.
Как вы понимаете выражение развесить уши, и след простыл, зарубить себе на носу? Для чего они используются в речи? На сегодняшнем уроке вы узнаете о них больше. Слушайте и запоминайте.
II. Операционно-познавательный этап.
3. Речевая разминка: упр. 226. Чтение стихотворения. Актуализация знаний об устойчивых сочетаниях слов.
4. Языковая задача: упр. 227. Определение значения устойчивых сочетаний слов.
Выполнение дополнительного задания: составление предложений с одним из устойчивых сочетаний слов (на выбор).
5. «Петрушкины забавы»: упр. 228. Определение устойчивых сочетаний по иллюстрациям (с. 97).
6. Выполнение упр. 229, содержащего теоретический материал.
Выполнение дополнительного задания: составление предложения с выражением красная строка.
7. Работа в группах. Задание на выбор. Прочитайте одну из миниатюр В. Ревенко «Друзья». Выпишите выделенные устойчивые сочетания слов. Что в них общего? Попробуйте пояснить значение каждого сочетания.
A. Были мы с другом на короткой ноге. Но однажды он разозлился. Может, с левой ноги встал? Чуть до драки дело не дошло. Я со всех ног бросился домой! Еле ноги унёс! Зато теперь к немуни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
Б. Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Совсем от рук отбился. Надо было вовремя дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда - руку даю на отсечение - он сразу перестал быруки распускать!
B. Спору нет - горячая голова! Но уж если мы с ним на свою голову сдружились, то теперь я за его поведение отвечаю головой. Я ещё не знаю, что нужно сделать в первую голову. От этого у меня голова идёт кругом. Но, думаю, что голову вешать не стоит.
Выполнение дополнительного задания: что можно сказать о друге каждого из мальчиков? Помогают ли устойчивые выражения точно это выразить?
8. Выполнение упр. 230, содержащего теоретический материал.
9. «Петрушкины забавы». Что это?
1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело (Нос).
2. Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые (Уши).
3. Он в голове легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда что-нибудь бесследно исчезнет; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит (Ветер).
10. Соотнесите устойчивые сочетания слов (в правой колонке) и их значения (в левой колонке):
близко |
держать язык за зубами |
молчать |
надуть губы |
рано |
пускать пыль в глаза |
думать |
капля в море |
обидеться |
рукой подать |
унывать |
ломать голову |
мало |
ни свет ни заря |
хвастаться |
падать духом |
III. Коррекционно-оценочный этап.
11. Обобщение и систематизация изученного: упр. 231.
12. Пояснение домашнего задания: упр. 232.
13. Самооценка и оценивание учителем учебных достижений учащихся.