УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ (к учебнику Е. И. Самоновой) - 2015 год

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 38. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА. УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ

Цель: углублять знания учащихся об устойчивых сочетаниях слов, их роли в речи; совершенствовать умение определять значение устойчивых сочетаний слов с опорой на рисунки; развивать наблюдательность, логику мышления; воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ

I. Вводно-мотивационный этап.

1. Объявление темы, задач урока.

2. Мотивация.

Как вы понимаете выражение развесить уши, и след простыл, зарубить себе на носу? Для чего они используются в речи? На сегодняшнем уроке вы узнаете о них больше. Слушайте и запоминайте.

II. Операционно-познавательный этап.

3. Речевая разминка: упр. 226. Чтение стихотворения. Актуализация знаний об устойчивых сочетаниях слов.

4. Языковая задача: упр. 227. Определение значения устойчивых сочетаний слов.

Выполнение дополнительного задания: составление предложений с одним из устойчивых сочетаний слов (на выбор).

5. «Петрушкины забавы»: упр. 228. Определение устойчивых сочетаний по иллюстрациям (с. 97).

6. Выполнение упр. 229, содержащего теоретический материал.

Выполнение дополнительного задания: составление предложения с выражением красная строка.

7. Работа в группах. Задание на выбор. Прочитайте одну из миниатюр В. Ревенко «Друзья». Выпишите выделенные устойчивые сочетания слов. Что в них общего? Попробуйте пояснить значение каждого сочетания.

A. Были мы с другом на короткой ноге. Но однажды он разозлился. Может, с левой ноги встал? Чуть до драки дело не дошло. Я со всех ног бросился домой! Еле ноги унёс! Зато теперь к немуни ногойНоги моей больше у него не будет!

Б. Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Совсем от рук отбился. Надо было вовремя дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда - руку даю на отсечение - он сразу перестал быруки распускать!

B. Спору нет - горячая голова! Но уж если мы с ним на свою голову сдружились, то теперь я за его поведение отвечаю головой. Я ещё не знаю, что нужно сделать в первую голову. От этого у меня голова идёт кругом. Но, думаю, что голову вешать не стоит.

Выполнение дополнительного задания: что можно сказать о друге каждого из мальчиков? Помогают ли устойчивые выражения точно это выразить?

8. Выполнение упр. 230, содержащего теоретический материал.

9. «Петрушкины забавы». Что это?

1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело (Нос).

2. Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые (Уши).

3. Он в голове легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда что-нибудь бесследно исчезнет; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит (Ветер).

10. Соотнесите устойчивые сочетания слов (в правой колонке) и их значения (в левой колонке):

близко

держать язык за зубами

молчать

надуть губы

рано

пускать пыль в глаза

думать

капля в море

обидеться

рукой подать

унывать

ломать голову

мало

ни свет ни заря

хвастаться

падать духом

III. Коррекционно-оценочный этап.

11. Обобщение и систематизация изученного: упр. 231.

12. Пояснение домашнего задания: упр. 232.

13. Самооценка и оценивание учителем учебных достижений учащихся.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити