УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ (к учебнику Е. И. Самоновой) - 2015 год

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 43. СОСТАВ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА

Цель: углублять знания учащихся о составе слова, дать понятие об однокоренных словах; совершенствовать навыки определения значимых частей слова, различать слова с корнями, одинаковыми по написанию и звучанию, но разными по значению; воспитывать внимание к слову.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ

I. Вводно-мотивационный этап.

1. Объявление темы, задач урока.

2. Мотивация.

Какие слова называются однокоренными? Отличаются ли однокоренные слова от формы слова? Умеем ли мы быть внимательными к слову? Об этом поговорим сегодня на уроке.

II. Операционно-познавательный этап.

3. Речевая разминка: упр. 265. Отработка навыков русского литературного произношения. Выполнение языкового задания.

Дополнительное задание: выразительно прочитайте стихотворение.

Висит сосулька - чистый лёд.

Никто сосульку не сосёт.

А леденцы - не изо льда,

И в рот их можно взять всегда.

Пора назвать нам, наконец,

Сосулькой сладкий леденец.

Тогда сосульку ледяную

Мы тоже переименуем.

И пусть вдоль крыш и над крыльцом

Повиснет много леденцов,

А в магазинах для ребят

Сосульки будут нарасхват1.

Е. Измайлов

Найдите в стихотворении однокоренные слова.

4. Работа с правилом (с. 109). Усвоение понятий корень слова; родственные, или однокоренные, слова.

5. Задание на выбор: упр. 266. Подбор однокоренных слов, обозначение в них корня.

6. Работа с текстом: упр. 267.

Чтение текста учащимися.

Беседа по содержанию текста.

Выполнение грамматических заданий.

7. Выполнение упр. 268. Закрепление навыка выделения корня в слове.

8. Языковая задача: упр. 269. Различение родственных и близких по значению слов.

9. «Петрушкины забавы»: отработка навыка различать слова с корнями, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению.

Дайте ответы на каверзные2 вопросы. Укажите слова с одинаковыми по звучанию и написанию корнями. Являются ли эти корни одинаковыми по значению?

1. Почему не шипит шиповник? 2. О чём горюет гора? 3. С кем не водится водица? 4. В какой ложке ложь? 5. Как рисовать рисом? 6. Куда окунули окуня? 7. Разве у каждой из столиц - сто лиц?

III. Коррекционно-оценочный этап.

10. Обобщение и систематизация изученного: упр. 270.

11. Пояснение домашнего задания: упр. 271.

12. Самооценка и оценивание учителем учебных достижений учащихся.

__________________________________

1 Быть нарасхва́т - здесь: пользоваться большим спросом.

2 Ка́верзный - трудно разрешимый, запутанный.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити