РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 9

Тема. Тематическое оценивание по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография»

 

Цель: проконтролировать качество усвоения учащимися разделов темы («Звуки и буквы», «Понятие слога. Деление слова на слоги», «Ударение»).

Оборудование: карточки с тестовыми заданиями.

ХОД УРОКА

I. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ

Министерство образования и науки Украины совместно с Академией педагогических наук Украины издали в 2004 году «Критерії оцінювання навчальних досягнень учнів у системі загальної середньої освіти». В разделе «Мови національних меншин» рассматривается вопрос «Оцінювання знань та вмінь з мови» (с. 60—61), где рекомендовано для контрольной проверки использовать задания тестового характера. Рекомендуется предлагать учащимся шесть заданий, два из которых касаются распознавания языковых единиц, а четыре — их строения, реконструирования, использования.

К каждому заданию ученики подбирают собственные примеры.

Объем заданий определяется так, чтобы контрольная проверка продолжалась 15—20 минут (с учетом возможности выполнения задания учеником среднего уровня подготовки).

Единица контроля — выбранные учениками правильные варианты выполнения заданий тестового характера и самостоятельно подобранные примеры.

Оценивание результатов контрольной работы осуществляется таким образом: за правильное выполнение каждого из шести предложенных заданий ученик получает по 1 баллу. 1 балл за каждое задание ученику добавляется в случае самостоятельного подбора примеров.

Оценивание осуществляется так, чтобы за выполненную работу ученик смог получить от 1 балла (работа не дала удовлетворительного результата) до 12 баллов (за безукоризненно выполненную работу)*

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

III. ПРОВЕДЕНИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ

(Тестовые задания — на карточках.)

Вариант 1

1. Укажите группу слов, в которых буквы е, ё, ю, я образуют один звук:

а)    поёт, боец, поющий, боязнь;

б)    пьеса, вьюн, льёт, объявить;

в)    мел, лёд, люди, пляска.

Приведите примеры слов, в которых буквы е, ё, ю, я стоят в начале слова.

2. Укажите, в какой группе слова расположены по алфавиту:

а)    тетрадь, требование, тонкий;

б)    календарь, касса, катушка;

в)    пирог, перрон, плащ.

Подберите еще одно слово к этой группе так, чтобы оно стало последним.

3. Укажите слово, в котором букв больше, чем звуков:

а)    песня;

б)    работа;

в)    говорить.

Приведите пример слова, в котором звуков больше, чем букв.

4. Укажите группу слов, правильно разделенных для переноса:

а)    прох-лада, под-ъезд;

б)    про-грам-ма, объ-яв-ле-ние;

в)    на-дпи-са-ть, акк-ура-тный.

Исправьте ошибки в делении остальных слов и запишите.

5. Укажите группу, в которой все слова имеют ударение на втором слоге:

а)    портфель, процент, добыча;

б)    документ, ржаветь, каталог;

в)    квартал, намерение, украинский.

Подберите и запишите слово, ударение в котором падает на третий слог.

6. Укажите слово, значение которого зависит от ударения:

а)    нарядить;

б)    автобус;

в)    хлопок.

Составьте и запишите предложение с этим словом.

 

Вариант 2

1. Укажите правильное утверждение.

а)   В русском языке 33 гласных буквы.

б)   В русском языке 21 гласная буква.

в)   В русском языке 10 гласных букв.

Перечислите гласные буквы русского языка.

2. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи,— это...

а)    графика;

б)    фонетика;

в)    орфоэпия.

Укажите количество букв и звуков в слове плетень.

3. Укажите группу слов, произношение которых в русском и украинском языках совпадают полностью:

а)    кулак, пальто, талон;

б)    полёт, кукуруза, уголь;

в)    лес, прохлада, разбойник.

Приведите пример слова, которое в русском и украинском языке пишется одинаково, а произносится по-разному.

4. Укажите правильное утверждение.

а)   В   слове  баюкать 6 букв, 7 звуков.

б)   В   слове  баюкать 7 букв, 6 звуков.

в)   В   слове  баюкать 7 букв, 7 звуков.

Приведите пример слова, в котором буква е обозначает два звука.

5. Укажите группу слов, в которых неправильно поставлено ударение:

а)    документ, каталог, километр;

б)    арбуз, крапива, фарфор;

в)    ремень, статуя, квартал.

Запишите указанные слова и поставьте в них ударение правильно.

6. Укажите слово, состоящее из четырех слогов, с ударением на третьем слоге:

а)    территория;

б)    объявление;

в)    препятствие.

Разделите указанное слово для переноса и запишите.

 

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

На этом этапе урока учитель может провести опережающий анализ тестовой работы. Наиболее трудные задания можно рассмотреть у доски и записать их выполнение в рабочих тетрадях.

_____________________________________________________

* См. в книге: Критерії оцінювання навчальних досягнень учнів у системі загальної середньої освіти.— К.: Ірпінь, 2004.— С. 60—61.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити