РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 18

Тема. Гласные после шипящих (продолжение). Развитие речи. Культура речи. «Пора идти в школу»

 

Цель: дать представление о произношении и написании гласных е, ё, о после шипящих; развивать навыки нахождения орфограммы в слове; работать над развитием и культурой речи учащихся.

Оборудование: учебник, учебные тексты, карточки.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1. Работа по карточкам.

Карточка № 1

Укажите группу слов, в которой допущены ошибки в написании:

а)    счастье, щавель, щука;

б)    умножить, жир, ширина;

в)    чяшка, чювство, шыть.

Приведите два примера слов с орфограммой «Буквы а, у, и после ж, ч, ш, щ».

 

Карточка № 2

Укажите вариант неправильного произношения слов:

а)    [м’а]та, [п’а]ть, де[в’а]ть;

б)    [ча]ща, [ча]шка, Ал[ж’]ир;

в)    [ч’]удо, [ч’]ипсы, ма[шы]на.

Сделайте звуковую запись остальных слов, исправив орфоэпические ошибки.

2. Проверка выполнения упражнений.

Упр. 163, 174.

 

III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Объяснение учителя.

Рассмотрите запись на доске.

                           Произносим:                  Пишем:

                         image5                     ё

— Какой гласный звук слышится под ударением в корне после шипящего?

— Какая буква пишется в этом случае?

Правило: в корне после шипящих под ударением слышится [о], а пишется ё.

Слова-исключения: крыжовник, шорох, шов, капюшон. Чтобы не ошибиться в выборе гласной после шипящей, нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором после шипящей будет писаться буква е.

2. Упражнение «Проверь себя».

— Подберите проверочное слово к данным словам по образцу. Шёлк — шелковистый, жёлудь, щёчка, бечёвка, чёлн, жёлтые, чёрный, чёрствый, чёркать.

3. Словарный диктант «Подбор однокоренных слов».

— Подберите однокоренные слова так, чтобы ударение падало на гласную после шипящих.

Образец: пчелиный — пчёлы.

Причесаться, учебник, желтоватый, шерстяной, дешевизна, жернова, жена, печень.

4. Расширение знаний о словах-исключениях в орфограмме «Буквы о, ё, е после шипящих».

Упр. 166.

 

IV. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Словарная работа.

Чтение текста «Откуда пришло слово», с. 83.

2. Чтение диалога в лицах.

(Учебник, с. 83.)

3. развитие навыков составления диалога по образцу и с использованием опорных слов.

Упр. 178.

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал занятия 16.

2. Выполнить упр. 165.

3. Нарисовать иллюстрацию к тексту «Пора идти в школу».





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити