РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 1

Тема. Добро пожаловать в мир русского языка

 

Цель: дать учащимся общие сведения о русском языке как национальном языке русского народа; показать практическое сходство и различие русского и украинского языков, близость культур русского и украинского народов.

Оборудование: учебник, учебные тексты, высказывания писателей о русском языке, пословицы о языке.

ХОД УРОКА

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Объявление темы и цели урока.

2. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем говорить о русском языке как о национальном языке русского народа. Украина и Россия — страны с богатой культурой и общими корнями. Поэтому в украинском и русском языках есть немало общего, но существуют и различия. Сегодня мы попытаемся провести наблюдение относительно сходства и различия двух языков.

 

II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Работа с учебником.

(Учебник, с. 8—9.)

1) Чтение текста учителем.

2) Вопросы и задания ученикам.

— О каких особенностях русского языка вы узнали?

— Сколько значений имеет слово «мир» в русском языке? Назовите эти значения.

— Прочитайте из текста высказывания Николая Рериха. О какой особенности слова «мир» говорил художник?

— Что объединяет украинцев и русских, населяющих Украину и Россию?

— На примере слова «мир» покажите сходство и различие русского и украинского языков.

— На примерах слов «люди», «хлеб», «вода», «земля» покажите сходство и различие русского и украинского языков.

2. Подготовка к слушанию текста.

(Вопросы записаны на доске.)

— Как вы понимаете, что такое нация? Каково происхождение этого слова?

— Что такое национальный язык?

— Какой язык называют национальным языком русского народа?

(Учитель читает вопросы и дает задание учащимся найти ответы при слушании текста.)

3. Чтение текста учителем.

Когда-то очень давно люди, поселившиеся на одной территории, жили племенем, совместно трудились, сеяли хлеб, пасли скот или ходили на охоту. Люди совместно не только работали, но и отмечали праздники. При этом складывались их обычаи, традиции. Люди хорошо понимали друг друга, так как в их жизни было много общих дел. Важным объединяющим началом был язык, на котором они говорили.

Рядом жили другие племена. Их обычаи, традиции, язык были сходны, так как племена торговали друг с другом, совместно отражали нападения врагов.

В XV—XVIII веках племена в Европе стали объединяться в национальные государства. Язык людей в национальном государстве стал называться национальным языком. Национальным языком Русского государства стал русский язык.

Слово «национальный» происходит от слова «нация», а слово «нация» латинского происхождения, его значение в латинском языке — «племя».

4. Беседа.

(См. п. 1.)

5. Словарная работа.

Краткая запись в тетради понятий «нация» и «национальный язык».

6. развитие коммуникативных и некоммуникативных навыков.

— Запишите пословицы о языке.

— Какие свойства языка отметил народ в этих пословицах?

Слово — не стрела, а пуще стрелы ранит. Кто говорит, тот сеет, кто слушает — собирает. Сперва подумай, а потом говори. Язык до Киева доведет.

 

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1. Чтение учащимися текста.

(Учебник, с. 10, упр. 2.)

2. Беседа.

— О каких географических связях Украины и России вы узнали из прочитанного текста?

— Найдите на карте (см. с. 10) столицу России. Назовите ее.

— Пользуясь картой, назовите крупные промышленные, научные, культурные центры России.

— Расскажите о климатических особенностях России.

— О каких культурных связях Украины и России вы узнали, прочитав текст?

3. Тренировочные упражнения.

Упр. 3, 4 на с. 11.

4. Развитие коммуникативных навыков.

(На доске записаны высказывания о языке.)

Самая большая ценность народа — его язык, на котором он пишет, говорит, думает. (Д. Лихачев) Относись к родному языку бережно и любовно. (В. Луговской) Человек, равнодушный к родному языку — дикарь, потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа. (К. Паустовский)

Вопросы и задания.

— Каково значение языка для каждого человека?

— В чем заключается значение родного языка для человека?

— Запишите в тетрадь понравившееся вам высказывание.

 

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить наизусть стихотворение С. Абдуллы (учебник, с. 11).

2. Выполнить упр. 7.






Personalised Essay Writing Service for You

Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити