РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 1

Тема. Добро пожаловать в мир русского языка

 

Цель: дать учащимся общие сведения о русском языке как национальном языке русского народа; показать практическое сходство и различие русского и украинского языков, близость культур русского и украинского народов.

Оборудование: учебник, учебные тексты, высказывания писателей о русском языке, пословицы о языке.

ХОД УРОКА

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Объявление темы и цели урока.

2. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем говорить о русском языке как о национальном языке русского народа. Украина и Россия — страны с богатой культурой и общими корнями. Поэтому в украинском и русском языках есть немало общего, но существуют и различия. Сегодня мы попытаемся провести наблюдение относительно сходства и различия двух языков.

 

II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Работа с учебником.

(Учебник, с. 8—9.)

1) Чтение текста учителем.

2) Вопросы и задания ученикам.

— О каких особенностях русского языка вы узнали?

— Сколько значений имеет слово «мир» в русском языке? Назовите эти значения.

— Прочитайте из текста высказывания Николая Рериха. О какой особенности слова «мир» говорил художник?

— Что объединяет украинцев и русских, населяющих Украину и Россию?

— На примере слова «мир» покажите сходство и различие русского и украинского языков.

— На примерах слов «люди», «хлеб», «вода», «земля» покажите сходство и различие русского и украинского языков.

2. Подготовка к слушанию текста.

(Вопросы записаны на доске.)

— Как вы понимаете, что такое нация? Каково происхождение этого слова?

— Что такое национальный язык?

— Какой язык называют национальным языком русского народа?

(Учитель читает вопросы и дает задание учащимся найти ответы при слушании текста.)

3. Чтение текста учителем.

Когда-то очень давно люди, поселившиеся на одной территории, жили племенем, совместно трудились, сеяли хлеб, пасли скот или ходили на охоту. Люди совместно не только работали, но и отмечали праздники. При этом складывались их обычаи, традиции. Люди хорошо понимали друг друга, так как в их жизни было много общих дел. Важным объединяющим началом был язык, на котором они говорили.

Рядом жили другие племена. Их обычаи, традиции, язык были сходны, так как племена торговали друг с другом, совместно отражали нападения врагов.

В XV—XVIII веках племена в Европе стали объединяться в национальные государства. Язык людей в национальном государстве стал называться национальным языком. Национальным языком Русского государства стал русский язык.

Слово «национальный» происходит от слова «нация», а слово «нация» латинского происхождения, его значение в латинском языке — «племя».

4. Беседа.

(См. п. 1.)

5. Словарная работа.

Краткая запись в тетради понятий «нация» и «национальный язык».

6. развитие коммуникативных и некоммуникативных навыков.

— Запишите пословицы о языке.

— Какие свойства языка отметил народ в этих пословицах?

Слово — не стрела, а пуще стрелы ранит. Кто говорит, тот сеет, кто слушает — собирает. Сперва подумай, а потом говори. Язык до Киева доведет.

 

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1. Чтение учащимися текста.

(Учебник, с. 10, упр. 2.)

2. Беседа.

— О каких географических связях Украины и России вы узнали из прочитанного текста?

— Найдите на карте (см. с. 10) столицу России. Назовите ее.

— Пользуясь картой, назовите крупные промышленные, научные, культурные центры России.

— Расскажите о климатических особенностях России.

— О каких культурных связях Украины и России вы узнали, прочитав текст?

3. Тренировочные упражнения.

Упр. 3, 4 на с. 11.

4. Развитие коммуникативных навыков.

(На доске записаны высказывания о языке.)

Самая большая ценность народа — его язык, на котором он пишет, говорит, думает. (Д. Лихачев) Относись к родному языку бережно и любовно. (В. Луговской) Человек, равнодушный к родному языку — дикарь, потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа. (К. Паустовский)

Вопросы и задания.

— Каково значение языка для каждого человека?

— В чем заключается значение родного языка для человека?

— Запишите в тетрадь понравившееся вам высказывание.

 

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить наизусть стихотворение С. Абдуллы (учебник, с. 11).

2. Выполнить упр. 7.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити