РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 23

Тема. Буквы ь и ъ как разделительные знаки

 

Цель: добиться усвоения правила «Употребление разделительных ъ и ь»; развивать умение правильно произносить слова с разделительными знаками; закреплять навыки применения изученных правил.

Оборудование: учебник, учебные тексты.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

 

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя.

В русском языке буква ь может употребляться для обозначения мягкости согласного. Приведите примеры.

Буква ь может употребляться между согласным и гласным, указывая, что их надо произносить раздельно (отсюда — название разделительный ь). Сравните: солю [л’у] — солью [л’й’у].

2. Чтение вслух. Наблюдение за произношением звуков.

— Прочитайте вслух.

Поленья, муравьи, счастье, полью, шьет.

— Какой звук произносится между согласным и гласными я, и, е, ю, ё?

— Как это обозначается на письме?

3. Объяснение учителя.

Разделительный ь пишется в некоторых заимствованных словах перед о, например: батальон, почтальон, компаньон.

4. Беседа с учащимися.

— Перед какими буквами пишется разделительный ъ? Разберем по составу слова объезд, предъюбилейный, подъем, объявление.

— После какой части слова пишется разделительный твердый знак? Перед какими буквами?

— Сформулируем правило написания разделительных ъ и ь. Разделительный ъ пишется после приставок на согласные перед буквами е, ё, ю, я. В остальных случаях перед этими же буквами и перед и пишется разделительный ь.

5. Объяснение учителя.

Разделительный ъ не пишется после префиксов на согласную перед буквами а, о, у, э, например: безаварийный, предолимпийский, сузить, сэкономить.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1. Распределительный диктант.

— Запишите, распределяя слова в два столбика: с разделительными ъ и ь.

1) Серьезный, подъем, лью, отъезд, трехэтажный, двухъярусный, обезьяна, съемка, лисьи, птичьи, вьюга, бьет, необъяснимый, пенье, предъявить.

2) Объезд, объявление, объяснение, дверью, бьются, объединение, третьего, перья, разъяснять, объявить, зверье, крылья, волчья.

2. Орфоэпическое упражнение.

— Прочитайте звуковую запись слов.

[в’йэст], [аб’йат], [жыв’ом] — [жыв’йом], [п’йу], [из’йат’].

— Запишите слова в соответствии с орфографическими нормами русского языка.

3. Работа с текстом.

— Прослушайте текст. Выпишите в тетрадь слова с орфограммой «Разделительные ъ и ь».

Моя семья

У меня большая семья. Мои старшие братья учатся, а сестра работает. Она швея в ателье. Мои мама и папа тоже работают. У папы необычная профессия. Он конферансье. На концертах он объявляет выступления артистов, рассказывает веселые истории, шутит. Моя мама — зоолог, она изучает жизнь животных, особенно хорошо знает хищников. Волчьи и лисьи повадки ей хорошо известны. А вот я еще не решил, чем буду заниматься. Мне нравится фотосъемка. Возможно, я стану фотографом.

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал занятий 21—22.

2. Выполнить упр. 225, 229.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити