РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 35

Тема. Значимые части слова

 

Цель: сформировать представление учащихся о морфемах слов русского языка, их роли и значении; развить представление учащихся о правилах переноса слов; формировать навыки деления слова на морфемы; объяснить понятия «родственные слова»; работать над развитием и культурой речи.

Оборудование: учебник, учебные тексты.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА ТЕМАТИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ

 

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя.

В русском языке, как и в украинском, слова состоят из значимых частей, или морфем.

Значимые части слова, или морфемы,— это префикс, корень, суффикс, окончание.

2. Чтение учителем текста «Если в обеих руках чемоданы».

Учебник, с. 158—159.

3. Беседа по содержанию прослушанного текста.

— Назовите морфемы, из которых может состоять слово?

— В каком порядке располагаются морфемы в словах?

— Выпишите из текста слова, разделенные на морфемы. С помощью графических знаков, которые в русском языке такие же, как в украинском, обозначьте морфемы.

— Определите значение морфемы -тель. Как нужно поступить, чтобы определить значение морфемы? (На основании прочитанного.)

4. Работа с учебником.

Чтение учителем определения понятий морфем (с. 160).

5. Объяснение учителя.

Слова, имеющие общий корень, называются однокоренными, или родственными, например:

6. Вывод учителя.

Разделить слово на морфемы — значит определить состав слова. Раздел грамматики, изучающий состав слова, называют морфемикой.

С делением слова на морфемы связано правило переноса слов. При переносе нельзя отрывать одну букву от одной морфемы и присоединять ее к другой морфеме.

Примеры:

надо переносить:

нельзя переносить:

без-звучный

бе-ззвучный

вы-долбить

выд-олбить

при-бить

приб-ить

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1. Практическое упражнение.

(Слова записаны на доске.)

Новый, новенький, обновка, обновить.

Крик, крикнуть, крикливый.

Борозда, бороздка, бороздить.

— Спишите, выделите в словах корень. Являются ли однокоренными слова в каждом ряду?

2. Игра «Третий лишний».

(Карточки с заданием — на каждой парте.)

— Выпишите из каждой группы только однокоренные слова, обозначьте в них корень.

Косилка, косьба, кость; вода, водить, провод, водянистый; вспахать, запах, пахарь; гора, горелка, горный; истопник, топить, топот.

3. Практическое задание.

— Разберите данные слова по составу.

Травка, урожайный, подосиновик, пришкольный.

4. Творческий диктант.

— Прослушайте текст, определите, к какому типу речи он относится. Выпишите из текста два-три слова с приставками (I вариант), два-три слова с суффиксами (II вариант). Обозначьте приставки и суффиксы.

Маленький городок был беззвучен и безлюден. Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам — колотушки сторожей. По уличным косогорам и оврагам цвел репейник и росла лебеда. В домах за кисейными занавесками сушился на подоконнике липовый цвет.

(К. Паустовский)

5. Исправление ошибок в переносах слов.

Упр. 355.

 

V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Чтение учителем текста.

Учебник, с. 162.

2. Обогащение словарного запаса.

Словарная работа со словами, помещенными в рамке на с. 163.

3. Орфоэпическое упражнение.

— Сравните произношение слова глубоко и глибоко в русском и украинском языках. (См. с. 163.) Обратите внимание на ударение.

4. Перевод с украинского языка на русский.

Упр. 357.

5. Работа с опорными словами и выражениями.

Упр. 358.

6. Выявление восприятия.

Упр. 359.

7. Беседа и выполнение задания по прочитанному тексту.

1) Выполнить упр. 360.

2) Ответить на вопросы, помещенные на с. 163.

8. Работа по картине.

Упр. 361.

9. Подведение итогов работы по развитию речи.

Упр. 362.

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал занятия 31.

2. Выполнить упр. 351, 354.

3. Индивидуальное задание: упр. 363 (устно).





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити