РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС
УРОК № 3
Тема. Понятие о фонетике (продолжение темы). Развитие речи. Культура речи. «Мама, папа, я — дружная семья»
Цель: развивать представления о фонетике — звуках речи как наименьших единицах языка; углублять представления учащихся о формах речи, понятии диалогической и монологической речи. Оборудование: учебник, учебные тексты.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
ІІІ. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
1. Чтение учебной статьи.
(Учебник, с. 14.)
2. Выявление восприятия.
Вопросы и задания учащимся.
1) Из скольких звуков состоят слова бабушка и внук?
2) Какие слова можно составить из звуков [к], [р], [т], [о]; [а], [п], [р], [к]?
3) Какой звук нужно изменить в данных словах, чтобы получить совсем другое слово?
тень — ...,
пень — ...,
свет — ...,
пена — ...,
пол — ...,
сон — ...,
балка — ...,
балет — ...
4) Добавьте один звук в слове, чтобы получить новое.
база + ... = ?
срок + ... = ?
пушка + ... = ?
поход + ... = ?
Слова для справок: базар, опушка, сорок, проход.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
1. Наблюдения за фонетическими изменениями в слове.
Упр. 13.
2. Игра «Путаница».
Упр. 15.
V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Работа с учебной статьей.
(Учебник, с. 19.)
2. Развитие навыков диалогической речи.
Упр. 24.
3. Работа по орфоэпии.
— Обратите внимание на ударение в слове «скольких» (упр. 24, п. А).
— Запишите предложение с этим словом в тетрадь, поставьте в слове ударение, запомните его произношение.
4. Вопросы и задания учащимся.
(На основе рубрики «Отвечайте», с. 19.)
5. Чтение текста.
(Учебник, с. 20—21, стихотворение С. Михалкова.)
6. Задание к тексту.
— Найдите в тексте примеры монологической и диалогической речи.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал занятия 3 (теория В).
2. Выполнить упр. 14, 28.