РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 53

Тема. Глаголы настоящего и будущего времени 3-го лица. Произношение глаголов 3-го лица множественного числа. Произношение -ться, -тся в глаголах


Цель: обучить написанию и произношению –ться и -тся в глаголах; повторить и обобщить ранее изученное о написании мягкого знака в глаголах; обогащать словарный запас учащихся; работать над культурой речи.

Оборудование: таблица, учебные тексты.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

 

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА С ОБОБЩЕНИЕМ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО

Беседа с учащимися.

— Сравните написание глаголов в русском и украинском языках.


Форма глагола

В русском языке:

В украинском языке:

Неопределенная форма

мыть, мыться

мити, митися

2-е лицо единственного числа

моешься

миєшся

3-е лицо единственного числа

моется

миється

3-е лицо множественного числа

моются

миються


— В каких формах глаголы в русском языке пишутся с мягким знаком?

— Как различать глаголы на -тся и -ться на письме?

— Поставим к ним вопросы.

Три братца пошли (что делать?) купаться. Два братца (что делают?) купаются, а один на берегу (что делает?) валяется.

— Правильно произнесем эти глаголы.

Вывод. В глаголах, которые отвечают на вопрос что делать? что сделать?, пишется -ться, произносится [ц:а].

В глаголах, которые отвечают на вопросы что делает (сделает)? что делают (сделают)?, пишется -тся, произносится [ц:а].

Образец рассуждения. Чтобы правильно написать глагол на -тся или -ться, нужно: 1) установить, от какого слова зависит глагол; 2) поставить к глаголу вопрос.

Кто умеет (что делать?) веселиться, того горе (что делает?) боится.


IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1. Письмо с обоснованием.

(См. образец рассуждения.)

— Запишите предложения, ставя вопросы к глаголам. Прочитайте, правильно произнося -ться и -тся.

Не надо (______________) хвалиться, коли не знаешь, как хлеб (______________) родится. Нужно (______________) наклониться, чтоб из ручья воды напиться. Ходит журавль по болоту, (______________) нанимается на работу. Тот труда (______________) не боится, кто умеет (______________) трудиться. Грамоте (______________) учиться — вперёд (______________) пригодится. За всё (______________) берётся, да не всё удаётся.

2. Диктант с изменением текста.

— Замените выделенные имена существительные неопределенной формой глагола на -ся, изменяя, если нужно, и другие слова.

Образец. Охота была еще не запрещена. — Охотиться было еще не запрещено.

Отряд вынужден был сделать остановку. Каждому рекомендуют обтирание холодной водой. Штангисты продолжают борьбу за переходящий кубок. У каждого должно быть стремление улучшить свои рекорды.

— Прочитайте полученные предложения. Следите за правильным произношением глаголов на -ться.

3. Словарный диктант.

— Подберите антонимы к данным глаголам в неопределенной форме. Глаголы и антонимы к ним запишите парами. Следите за правильным написанием -ться.

Подняться, согнуться, соединиться, опускаться, печалиться, лениться.

4. Самостоятельная работа.

(Задание записано на карточках или на доске.)

— Составьте предложения с данными глаголами.

Позаботиться — позаботится; приземлиться — приземлится; бороться — борется.

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал занятий 47, 48 (Практика В, Г).

2. Выполнить упр. 511, 514.






Personalised Essay Writing Service for You

Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити