РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 53

Тема. Глаголы настоящего и будущего времени 3-го лица. Произношение глаголов 3-го лица множественного числа. Произношение -ться, -тся в глаголах


Цель: обучить написанию и произношению –ться и -тся в глаголах; повторить и обобщить ранее изученное о написании мягкого знака в глаголах; обогащать словарный запас учащихся; работать над культурой речи.

Оборудование: таблица, учебные тексты.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

 

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА С ОБОБЩЕНИЕМ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО

Беседа с учащимися.

— Сравните написание глаголов в русском и украинском языках.


Форма глагола

В русском языке:

В украинском языке:

Неопределенная форма

мыть, мыться

мити, митися

2-е лицо единственного числа

моешься

миєшся

3-е лицо единственного числа

моется

миється

3-е лицо множественного числа

моются

миються


В каких формах глаголы в русском языке пишутся с мягким знаком?

Как различать глаголы на -тся и -ться на письме?

Поставим к ним вопросы.

Три братца пошли (что делать?) купаться. Два братца (что делают?) купаются, а один на берегу (что делает?) валяется.

Правильно произнесем эти глаголы.

Вывод. В глаголах, которые отвечают на вопрос что делать? что сделать?, пишется -ться, произносится [ц:а].

В глаголах, которые отвечают на вопросы что делает (сделает)? что делают (сделают)?, пишется -тся, произносится [ц:а].

Образец рассуждения. Чтобы правильно написать глагол на -тся или -ться, нужно: 1) установить, от какого слова зависит глагол; 2) поставить к глаголу вопрос.

Кто умеет (что делать?) веселиться, того горе (что делает?) боится.


IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1. Письмо с обоснованием.

(См. образец рассуждения.)

Запишите предложения, ставя вопросы к глаголам. Прочитайте, правильно произнося -ться и -тся.

Не надо (______________) хвалиться, коли не знаешь, как хлеб (______________) родится. Нужно (______________) наклониться, чтоб из ручья воды напиться. Ходит журавль по болоту, (______________) нанимается на работу. Тот труда (______________) не боится, кто умеет (______________) трудиться. Грамоте (______________) учиться — вперёд (______________) пригодится. За всё (______________) берётся, да не всё удаётся.

2. Диктант с изменением текста.

— Замените выделенные имена существительные неопределенной формой глагола на -ся, изменяя, если нужно, и другие слова.

Образец. Охота была еще не запрещена. — Охотиться было еще не запрещено.

Отряд вынужден был сделать остановку. Каждому рекомендуют обтирание холодной водой. Штангисты продолжают борьбу за переходящий кубок. У каждого должно быть стремление улучшить свои рекорды.

— Прочитайте полученные предложения. Следите за правильным произношением глаголов на -ться.

3. Словарный диктант.

— Подберите антонимы к данным глаголам в неопределенной форме. Глаголы и антонимы к ним запишите парами. Следите за правильным написанием -ться.

Подняться, согнуться, соединиться, опускаться, печалиться, лениться.

4. Самостоятельная работа.

(Задание записано на карточках или на доске.)

— Составьте предложения с данными глаголами.

Позаботиться — позаботится; приземлиться — приземлится; бороться — борется.

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал занятий 47, 48 (Практика В, Г).

2. Выполнить упр. 511, 514.





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити