РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 57

Тема. Общее понятие о союзах. Союзы и, а, но. Развитие речи. Культура речи. «Живой уголок»

 

Цель: ознакомить учащихся с союзом как частью речи; дать представление о значении некоторых союзов; расширять словарный запас учащихся; работать над развитием и культурой речи учащихся.

Оборудование: учебник, дидактический материал, текст для изложения.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

 (С опорой на украинский язык.)

1. Беседа с учащимися.

Часть речи, которая в украинском языке называется сполучник, в русском именуется союз.

— Для чего употребляются союзы? Приведите примеры.

2. Задание учащимся.

— Запишите предложения. Подчеркните союзы. Что они соединяют в предложениях?

Белка песенки поёт и орешки все грызёт. (А. Пушкин) Ястреб всегда сначала ощиплет добычу до перышка, а потом уже ест. (Н. Сладков) Шёл двенадцатый час, но город не спал. (А. Чайковский)

3. Вывод.

Союз — служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного.

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя.

Союзы бывают соединительными (и), противительными (а, но).

Противительные союзы употребляются в предложениях с противопоставлением.

Перед союзами а, но всегда ставится запятая.

2. Задание учащимся.

— Запишите, подчеркните союзы. Каково значение союзов? Не говорил, а делал; бежать и оглядываться; хотел, но не мог.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1. Проверочный диктант.

— Запишите предложения, ставя запятые перед союзами а и но.

Путь был короткий, но трудный. Дети ходили в лес за ягодами, а не за грибами. Дождь прошел, а землю не напоил. Зимой солнце светит, но не греет.

2. Изложение.

— Прочитайте рассказ. Разделите его на три части, составьте план рассказа.

При повторном чтении текста выпишите слова, связанные с помощью союзов. Напишите изложение.

Купание медвежат

Охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев.

Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка за шею и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не вымыла в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его и выкупала в воде.

Медвежата остались очень довольны купанием. Им было жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

(По В. Бианки)

 

VI. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Слушание текста.

Учебник, упр. 553.

2. Обогащение словарного запаса учащихся.

Работа со словами, помещенными в рамке на с. 253.

3. Выявление восприятия.

Упр. 554.

4. Обучение использованию в речи синонимов.

Упр. 255.

5. Составление словосочетаний.

Упр. 556.

6. Исправление речевых ошибок.

Упр. 557.

7. Толкование значения слов.

Упр. 558.

 

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал занятия 51.

2. Выполнить упр. 552, 559 (устно).





Відвідайте наш новий сайт - Матеріали для Нової української школи - планування, розробки уроків, дидактичні та методичні матеріали, підручники та зошити